Воистину праздничным выдался последний день марта для работников Волынского краеведческого музея. Сюда из Национального научно-исследовательского реставрационного центра вернулись иконы «Богородица Одигитрия» XVІІ века и «Святой Онуфрий» XVІІІ века. Образ «Богородицы Одигитрии» является высокохудожественным произведением волынской школы иконописи, которая отличается изысканностью колорита, одухотворенностью ликов, богато декорированным золотым фоном.

В Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры отреставрировали пять икон. Особого внимания заслуживает икона «Распятие» XVІІІ века с уникальной для Волыни иконографической схемой, заимствованной из западноевропейской живописи: ангелы, собирающие кровь из ран Исуса Христа, подробно прорисованный архитектурный ансамбль. После реставрации ждет дополнительного научного исследования икона с изображением католического святого, вероятно Франциска Ассизского, основателя ордена францисканцев. На обороте иконы имеются остатки другого сюжета и надпись, возможно с именем автора.

Продолжена реставрация творческого фонда известного волынского живописца Андроника Лазарчука (1870—1934). На этот раз отреставрированы шесть его художественных работ, две из которых — «Молодица» и «В казарме» были в особенно плохом состоянии. Обе отныне станут украшением экспозиции Волынского краеведческого музея. В планах его работников создать в Ковеле музей нашего знаменитого земляка Андроника Лазарчука.

Достойное место в экспозиции исторического портрета, которая в скором времени будет развернута в главном корпусе Волынского краеведческого музея, займет «Портрет юноши в латах» (Иеронима Радзивилла) кисти неизвестного художника. Одна из отреставрированных работ — большой по размеру (2,4х1,2 м) портрет епископа — может стать настоящей сенсацией. В нижней части полотна, справа, открылась дата: 1650 или 1680 и буквы АФАНА. Вероятно, это портрет Афанасия Пузины, который был Луцким православным епископом с 1638-го по 1653 год.

Начата реставрация комплекса старинных документов на пергаменте XVІ—XVІІ столетий. В частности, отреставрирован Вкладной лист об освящении костела 1700 года в городке Турийск, который был найден во время его ремонта и передан в фонды Волынского краеведческого музея.

Вторую жизнь в руках реставраторов получили также одиннадцать предметов фарфора, преимущественно работы волынских мастеров. Два из них — из фондов Литературно-мемориального музея Леси Украинки в селе Колодяжном. В скором времени они вернутся в постоянно действующую экспозицию музея.

За пятнадцать лет, отмечалось на презентации, отреставрировано 75 икон. Это лишь малая часть тех святынь, которые хранятся в фондах Музея волынской иконы. По словам директора Волынского краеведческого музея Анатолия Силюка, более 70 процентов святынь нуждаются во вмешательстве реставраторов. Это требует значительных средств. Среди тех, кто активно материально поддерживает Музей волынской иконы — митрополит Луцкий и Волынский УПЦ Нифонт. Любопытно, что именно в этот день — 31 марта 1990 года — два десятилетия назад он был посвящен в епископы. Поэтому на презентации в адрес владыки прозвучало немало благодарных слов. Побольше бы нам таких благодетелей для этого святого дела.

Фото автора.

Картина Андроника Лазарчука «Молодица».

Митрополит Луцкий и Волынский УПЦ Нифонт и директор Волынского краеведческого музея Анатолий Силюк возле иконы «Богородица Одигитрия».