Перспективы добычи нефти и газа на Черноморском шельфе. Наработки и огрехи
За последних 40 лет на шельфе Черного и в акватории Азовского морей открыт и введен в разработку ряд газовых месторождений: Голицинское, Штормовое, Архангельское, Северно-Булганацкое и прочие. Пять лет назад открыли Субботинское нефтяное месторождение. Лишь в шельфовой зоне восточной части Черного моря выявлено 16 структур, которые, по данным геологических, геофизических и геохимических исследований, трактуют как газонефтесодержащие. Большие ресурсы нефти и газа, по данным украинских и зарубежных специалистов, находятся в глубоководной части Черного моря на глубинах воды от 100 до 2200 м. Ведущие специалисты мира высоко оценивают потенциальные ресурсы газогидратов в Черном море. По оценкам геологов, в этой части Украины сосредоточено около 40 процентов углеводородов Украины, а освоено из них только 1—2 процента.
Правительственными программами предполагалось существенное увеличение добычи нефти и газа до 2010 года, ведь только введение в разработку Одесского и Безымянного газовых месторождений должно было нарастить добычу газа в Крыму до более чем 2 млрд. куб. метров в год.
Залежи углеводородов (по мнению специалистов) оцениваются от 1,5 до 4 млрд. тонн условного топлива.
В Крыму уже более 30 лет ГАО «Черноморнефтегаз» осуществляет разведку и введение в разработку новых месторождений на море. Еще в прошлом веке у пгт Черноморское построен морской терминал, способен принимать и отправлять морские сооружения (стационарные и полупогруженные), корабли разного назначения для выполнения и обслуживания работ на море. А главное, создан костяк специалистов, который может разрастись при необходимости во много раз. Здесь работают настоящие профессионалы, которые могут вести буровые и эксплуата-   ционные работы на море. Еще одним достижением наших специалистов является сооружение и эксплуатация морских газопроводов. Недалеко от порта находится Глибовское подземное хранилище газа, способное вмещать около 3 млрд. куб. метров активного газа.
17 лет назад в Ивано-Франковском национальном техническом университете нефти и газа создана кафедра морских нефтегазовых технологий, а восемь лет назад этим же университетом совместно с Национальной академией природоохранного и курортного строительства (Симферополь) создан факультет морских нефтегазовых технологий. В столице Крыма много лет функционирует институт «Шельф». То есть на полуострове есть вся инфраструктура, способная выполнять крупномасштабные нефтегазодобывающие работы на своей морской территории.
Однако наряду с этими наработками имеются огромные потери. И основной потерей является время. Если в Украине начались разведывательные работы на море более 50 лет назад, а газовые месторождения открыты 40 лет назад, то наши соседи по Черному морю (Румыния, Болгария, Турция и Россия) начали аналогичные работы значительно позже, но за последние годы они открыли ряд мощных нефтяных и газовых месторождений, пригласив к работе на своих морских территориях многие зарубежные нефтегазодобывающие компании. Например, Турция шесть лет назад объявила о начале широкомасштабного изучения и освоения углеводных ресурсов и на суше, и в своей акватории Черного моря. В течение 2004—2005 годов турецкие специалисты провели сейсморазведывательные работы на 25 тыс. кв. км. Для сравнения: наш Прикерченський шельф Черного моря составляет 12,9 тыс. кв. км. В середине января этого года третья по величине в мире нефтегазовая компания «Exxon Mobіl» и шестая — «Petrobras» подписали соглашение о разведке углеводородов на глубоководном турецком шельфе Черного моря с турецкой национальной нефтяной компанией «Turkіsh Natіonal Oіl Cоmpany».
Правительством Украины в 1998 году принята программа освоения углеводных ресурсов украинского сектора Черного и Азовского морей, и за 12 лет она профинансирована на 10 процентов от запланированной цифры, то есть ее реализация пущена на самотек.
Соответствующие задачи программы не выполнены. Проект новой, уточненной программы, разработанный государственным предприятием «Науканефтегаз» в конце 2006 года, не определяет четкой государственной политики, стратегии и тактики развития акватории.
Главными причинами неудовлетворительного развития сырьевой базы нефтегазовой отрасли в украинском секторе Азовского и Черного морей, по нашему мнению, являются: отсутствие четкой и последовательной государственной политики в освоении месторождений углеводных ресурсов в акватории Азовского и Черного морей, увеличение собственной добычи нефти и газа из морских месторождений не определены ни приоритетом, ни вообще одним из реальных путей обеспечения национальной безопасности в энергетическом секторе.
Обустройство морских месторождений требует значительных инвестиций. Только по Субботинскому месторождению необходимо 6—8 млрд. долл. США. Учитывая фактическое отсутствие государственной программы, нет постоянного государственного финансирования за счет бюджетных средств и за счет средств предприятий НАК «Нефтегаз Украины». НАК «Нефтегаз Украины», его подразделения, в том числе ГАО «Черноморнефтегаз» за десятки лет на практике показали невозможность эффективно инвестировать и выполнять функции генерального заказчика масштабных геологоразведочных и эксплуатационных работ. Объективно это является результатом рыночно необоснованного государственного управления и регулирования в этом секторе, которое направлено лишь на решение социальных задач, а потому усуглубляет кризисную ситуацию и не создает условий для инвестирования.
Отсутствуют четкие, прозрачные и гарантированные механизмы привлечения внешних инвестиций одновременно с сохранением государственного контроля в этом стратегическом секторе.
Также отсутствует внутренняя межотраслевая координация. На сегодняшний день в Украине нет производства оборудования для ускоренного освоения этих ресурсов — подводного оборудования, оборудования для бурения горизонтальных скважин, стационарных буровых платформ, самоподъемных и полупогруженных буровых установок, кораблей для бурения скважин в глубоководной части Черного моря, трубоукладочних барж, гидротехнических сооружений. Так же, как отсутствует в необходимых объемах сопутствующая техника для прокладывания морских трубопроводов, кораблей сопровождения бурения и эксплуатации скважин, авиации (вертолетов).
К сожалению, ни разу не рассматривались в надлежащем порядке вопросы кадрового обеспечения таких масштабных работ.
Для выполнения таких крупномасштабных работ необходимо также учесть требования к защите окружающей среды, принимая во внимание и то, что этот регион сейсмически активный. Любое послабление экологических требований может нанести непоправимый ущерб бассейну Черного и Азовского морей.
Разработку указанного месторождения и других новых многослойных месторождений в этой зоне необходимо осуществлять горизонтальными буровыми скважинами, что почти в четыре раза уменьшит необходимое количество эксплуатационных скважин на каждый продуктивный горизонт (с 100 до 25), а также сократит на одну треть срок разработки месторождения и на 20—25 процентов увеличит коэффициент нефтеизъятия из пласта.
Сегодня технологии бурения горизонтальных скважин стали достоянием мировых нефтедобывающих компаний, и более 60 процентов эксплуатационных скважин в мире прокладываются в горизонтальном исполнении. Однако в Украине отсутствует оборудование и собственные технологии для бурения горизонтальных скважин не только на море, но и на суше.
В нашем государстве на закупку бурового оборудования и технологий западных компаний средства практически не направляются, а собственные исследования сведены к нулю и НАК «Нефтегаз Украины» их не финансирует.
В Украине полностью прекращено финансирование научных и прикладных исследований в сфере бурения скважин (этих наиболее капиталоемких производств), а наше отставание от западных компаний достигает 40—50 лет.
Отдельной масштабной проблемой, которую следует решить на следующем этапе после освоения шельфовых ресурсов, является разработка глубоководных углеводных ресурсов Черного моря из структур, расположенных дугой от Керченского пролива к устью Дуная. Разведка и обустройство глубоководных участков являются в два раза более капиталоемкими по сравнению с работами на шельфе. В Украине для этого отсутствуют финансы, техника, технологии. Предварительные работы по информационному обеспечению, перепрофилированию отечественного производства на выпуск необходимых средств и оборудования тоже не проводятся.
Привлечение к этим работам компании «Vаnсо», победившей в тендерном отборе 2006 года, и других зарубежных компаний не позволило за эти годы Украине приблизиться к освоению глубоководной части своих потенциальных месторождений.
Так же это касается и привлечения компании «Росукрэнерго» к освоению Одесского и Безымянного газовых месторождений и к освоению Прикерченской зоны.
Одним из путей ускорения освоения нефтегазовых месторождений Черного и Азовского морей мог бы стать положительный международный опыт — например, Бразилии, которая за 25 лет повысила собственную добычу нефти из шельфа Атлантического океана (при глубинах от 10 до 1900 м) с нуля до 120 миллионов тонн в год.
Этот путь мог бы быть приемлемым и для Украины, но при условии принятия соответствующих законодательных актов.
В нашем государстве нет управленческой структуры (УС) для освоения нефтегазовых ресурсов Черного и Азовского морей. Выполнение этих работ силами НАК «Нефтегаз Украины», перегруженной долгами, на практике не позволило привлечь отечественный и иностранный капиталы для освоения этих ресурсов и выполнить программные задачи.
Это должно обеспечить разработку и согласование Государственной программы или концепции, комплексного плана освоения морских нефтегазовых ресурсов и генеральной схемы развития инженерной инфраструктуры нефтегазового комплекса на акватории Черного и Азовского морей.
Основными документами, по которым может осуществляться освоение морских углеводных ресурсов, являются: создание комплексного плана и генеральной схемы, которые должны определять эффективную последовательность мер (нормативно-правового, информационного обеспечения), а также рациональную схему инженерного обустройства акватории, в первую очередь — системы подводных трубопроводов, которая обеспечит последовательное подключение морских месторождений к газо- и нефтепромышленной системе Украины.
Для привлечения негосударственных инвестиций в разведку месторождений необходимо на законодательном уровне обеспечить гарантии инвесторам путем предоставления преимуществ на получение лицензий на разработку открытого за счет инвестиций месторождения, страхования финансовых, геологических и экологических рисков.
Сегодня в правовом поле государства не созданы необходимые преференции по системным проектам — модернизации и адаптации для целей освоения шельфа отраслей машиностроения и судостроения, портовых и береговых сооружений и коммуникаций, не осуществлена внутренняя интеграция и концентрация отечественного инвестиционного, производственного и научно-технического потенциала на проектах обустройства морских месторождений. К решению проблем освоения ресурсов Черного и Азовского морей не привлекаются самые известные специалисты и ученые.
Также не установлен специальный режим государственного контроля и регулирования этого сектора как такого, что имеет стратегическое значение, принципы национального, регионального и международного сотрудничества по проектам освоения нефтегазовых ресурсов украинского сектора Черного и Азовского морей.
Роман ЯРЕМИЙЧУК, доктор технических наук, профессор, вице-президент Украинской нефтегазовой академии, действительный член Российской академии естественных наук имени В. Вернадского;
Фото из архива «Черноморнефтегаза».