И станет ли им легче дышать, если горожане пересядут на велосипеды?
Исследования атмосферного воздуха в малом транспортном кольце Львова, во время которого были использованы 42 фиксированные точки отбора проб, положены в основу создания карты уровня загрязнения атмосферного воздуха, над созданием которой работало ЛКП «Административно-техническое управление» Львовского городского совета. Аналогов таких карт в Украине нет. Первая же ласточка, возможно, не является еще совершенной, однако определила, куда должен город двигаться.
Результаты исследования его авторы не называют трагедийными (отсутствие индустриальных гигантов в данном случае работает на позитив, как и немалое количество парковых зон), но некоторую угрожающую ситуацию следует учитывать, особенно в центре Львова. Определены 16 умеренно опасных зон, где отмечено значительное превышение допустимых норм таких химических веществ, как оксид углерода и азот диоксида. Точек с опасной степенью, или, тем более, с сильно опасной, в центре города, к счастью, не обнаружено. Правда, исследования проводились зимой, а о карте заговорили только сейчас, летом, когда уровень загрязнения однозначно увеличивается. Однако при любых условиях проблема — в центре внимания местной власти и общественности, и она нашла свое воплощение в разработке Транспортной стратегии Львова. В прошлом году городу даже удалось купить передвижную лабораторию, которая проводит измерения состояния загрязнения атмосферного воздуха и воды. Сейчас — работает над картой, и в последнем квартале этого года можно будет говорить о более основательных выводах. Однако об одном безусловном выводе можно сказать и сейчас — перегрузка автотранспортом пагубно влияет не только на здоровье жителей, но и на архитектурные памятники города. Последним вредит чрезмерная вибрация и выхлопные газы автомобилей, вступающие в химическую реакцию со зданиями. Что касается людей, то несовершенный воздух Львова негативно влияет на кроветворную, дыхательную, сердечно-сосудистую и центральную нервную системы. И если Львов планирует действительно стать международным туристическим центром, на все это надо обращать более серьезное внимание.
Таким образом, город требует развития сети автостоянок вне центра; организации работы общественного транспорта, как альтернативы частному; приоритета электротранспорта в его центральной части. А еще — популяризации велосипедов и активизации велосипедного движения. Об этом шла речь на общественном обсуждении, участие в котором приняли местные депутаты, журналисты и городские чиновники. Член депутатской группы львовского горсовета «Гражданская позиция» Анатолий Забарило даже представил свой проект концепции развития велосипедного движения и обустройства велосипедной инфраструктуры во Львове.
Последнее предложение в городе рассматривается вполне серьезно, хотя у многих может вызвать и улыбку. А зря. Концепция была вынесена на последнее заседание Львовского городского совета. К тому же велосипедное движение и обустройство велосипедной инфраструктуры в городе активно поддерживается молодежью. Она даже провела акцию «Велосипедисты за чистый Львов!», представила концепцию организации велосипедного движения во Львове в ее графическом формате и макет велодорожки с велосипедистом.
К слову, рядом с городской Ратушей давно установлено место для парковки нескольких велосипедов. Возможно, их количество во Львове вскоре увеличится.