В статье исследуются историческая информация, документы, топонимы, гидронимы, позволяющие проследить логическую цепь целостности гениалогического древа украинцев начиная от Ханаана, внука Ноя.
Ключевые слова: Край, Украина, Аркей, Синей, Евусей-Ерусей, Финикия, Русь, казак.
Кто мы и чьи мы дети — это вопрос исследователей нашей истории и ученых, изучающих гениалогическое древо украинцев. Академическая наука отстаивает автохтонность нашей людности на сегодняшних географических просторах начиная с Трипольской культуры. Вместе с тем утверждается, что через северное Причерноморье прошли большие массы разных народов. Раскопки древней материальной культуры на наших территориях не дают убедительной информации, что она создавалась только нашим этносом, а наоборот подтверждают, что это археологическая культура разных народов.
Язык — это еще не признак принадлежности к роду. Геродот утверждал что людность, заходившая в иноязычное окружение, меняла свой прадавний язык. Таким образом, языковое сходство — это не признак принадлежности к определенному роду или нациям, народностям. «Повесть временных лет» содержит летописную информацию о принадлежности к славяноязычной людности многих народов: полянинов, древлян, словенов новгородских, полочан, дреговичей, сиверян, волынян.
Эта летописная книга свидетельствует о большой осведомленности наших предков в географии, названиях народов, содержит библейскую информацию Старого и Нового Завета. В «Повести временных лет» хронология ведется от начала «создания мира» цифрами-буквами — буквенным летосчислением, которым пользовалось много народов за тысячу лет до нашей эры. Такое летосчисление было в Египте и у соседних народов. Известный в научном мире филолог Михаил Красуский еще в 1880 году в исследовании «Древность малороссийского языка» писал: «...малороссийский язык не только старше всех славянских, не исключая так называемого старославянского, но и санскритского, греческого, латинского и прочих арийских». А не заставляет ли это по-настоящему углубиться в сущность проблемы?
Человечеству известна древняя высокая материальная культура на территории Индии, Египта, Шумера, Крита, Палестины. У народов на этих географических территориях нет оснований считать, что это культура их предков. Биологически каждый народ ведет свою генеалогическую ветвь от древа-первочеловека эстафетой «вечной жизни» — клетками отца и матери. А это означает, что нужно исследовать начальную историческую информацию о родословной и географической территории, описанной в Библии. В исторической науке еще много «белых пятен» и неизвестного, а трактование украинской истории до VІ века просто нелогично и противоречиво, так как мало изучено. Источником информации должны служить Библия, работы Геродота, открытия археологов, летописи и т. п. Ценную информацию можно почерпнуть из собственных названий топонимов. Соединить разностороннюю информацию в понятную историческую действительность поможет логика. В Библии много фактов относительно миграции народов. В книге Бытия (гл. 11:31) записано: «...И взял Терах Аврама, сына своего сына, и Лота, сына Гаранового, сына своего сына, и Сару, невестку свою, жену Аврама, своего сына, да и вышел с ними из Ура халдейского, чтобы пойти в край ханаанайский» (около 2000 года до Р. Х.). Двенадцатый раздел книги Бытия Библии повествует о пути из Междуречья и приходе Авраама в Ханаан. Этот путь был продолжен вплоть до Египта. В пределах 1496 года до Р. Х. вышли евреи из Египта многочисленным народом и, мигрируя сорок лет, достигли обещанной земли, вызвав большую миграцию других народов. В Библии в книге Повторение закона (гл. 7:1) записано: «...Когда Господь, Бог твой, введет тебя в тот Край, куда ты входишь, чтобы завладеть им, то Он выгонит многочисленные языческие народы перед тобой: хиттеянина, и гиргашеянина, и амореянина, и ханаанеянина, и периззеянина, и хиввеянина, и евусеянина — семь народов, многочиленнее и крепче тебя». Эти слова обращены к еврейскому народу, который вышел из Египта. Бог предупредил евреев, называя этот народ «твердошеим», если они не будут придерживаться данных им Божьих законов в обитаемом крае (кн. Левит, гл. 26:32—33): «И опустошу Я Край тот, — и будут удивляться этому ваши враги, которые живут в нем. А вас распорошу между народами, и вытащу за вами меч, — и станет край ваш опустошением, а города ваши будут руиной...». О том же говорится в Библии (кн. Повторение закона, гл. 4:27): «И распылит вас Господь среди народов, и будете вы немногочисленные между людьми, куда препроводит вас Господь».
Бог осуществил свои предупреждения: «Я, Господь, говорил — и совершил!» (кн. пророка Эзекиила, гл. 17:24). Куда переселились эти народы? Задача ученых — разгадать, чьи предки названы в Библии и где их потомки проживают сегодня? Были ли среди выше названных народов наши предки и куда изгнаны и где распорошены двенадцать колен еврейского рода Иакова?
В Библии, в книге Бытия (гл. 10:16) и Зах. (гл. 9:7) встречается название евусей. Среди перечисленных к изгнанию народов в книге Повторение закона назван народ евусяне. А в книге Иисуса Навина (гл. 18:25—28) речь идет о разделении территорий изгнанников, городов и их названиях: «Гивьон, и Рама, и Беерот, и Мицпе, и Кефира, и Моца, и Рекем, и Ирпеил, и Парьала, и Цела, Элеф, и Евуси, оно Иерусалим, Гивъат, Кирьят-Еарим, — четырнадцать городов и их жилища. Это наследство Вениминовых сыновей по их родам». Город Евуси объясняется, что это Иерусалим. Город имел двойное название Евуси и Иерусалим. Жителей Иерусалима, очевидно, называли ерусимлянами, ерусами или вторым названием евусами-евусеями. Существует много версий относительно содержания названия «вечного города». Попытаюсь выразить свою версию относительно происхождения названия города Иерусалим и его жителей во времена Старого Завета. В Библии сказано, что это был царский город евусян и назывался он Евус (кн. Суд., гл. 19:10 и дальше; кн. 1 Хр., гл. 11:4 и дальше; кн. Ис. Навина, гл. 15:8, 28). Этот город в историческое время Авраама называли Салим (Селом, не исключаю, что это означает — с алим, то есть откуда пришли. — Р.Н.) (кн. Псалмов, гл. 75:3; кн. Быт., гл. 14:18). В греческих текстах встречаются две формы названия Ерусалем и Гиеросолюма (Киеросолюма, Киерусолеми. — Р.Н.). В ассирийских текстах называется Урусалимму. Еврейское название города теперь звучит как Йерушалайим.
В Библейском словаре Брокгауза сказано: «Иевусеи — народ, проживающий в Ханаане (кн. Быт., гл. 15:21; кн. Выход, гл. 3:8). Родоначальником иевусеев был один из сыновей Ханаана, внука Ноя (кн. Быт., гл. 10:16). Согласно информации Библии (кн. Чис., гл. 13:30; кн. Нав., гл. 11:3) ко времени завоевания Ханаана иевусеи вместе с аморреями, хеттеями и ферезеями жили на «горе». В Ветхом Завете они неоднократно упоминаются как жители Иерусалима (кн. Нав., гл. 15:8, 63; гл. 18:16, 28; кн. Суд., гл. 1:21; кн. 2 Царь., гл. 5:6), который поэтому назывался огородом иевусеев, или Иевусом (кн. Суд., гл. 19:10, 11). В то же время название Иерусалим было известно и до завоевания города израильтянами — в форме Урусалим. Оно встречается в документах Тель-Амаранского архива». Таким образом, ханаанское (первичное) название Иерусалима было Евус, так звали третьего сына Ханаана, внука Ноя (кн. Бытия, гл. 10:16). Название города изменилось потому, что в нем стали жить также амореи, хеттеи, ферезеи (персеи. — Р.Н.), пришедшие с территории реки Евфрат. Подтверждением тому может быть второе название соседнего Иерусалиму города Вифлиема. В книге Бытия (гл. 35:19) написано: «И умерла Рахиль, и была похоронена на дороге к Ефрати (перенесенное название реки Єфрат. — Р.Н.), это и есть Вифлием». Этот город тоже менял название. В документах архива Тель-Амарни (XІV век до Р. Х.) Вифлием называется Бет-Лахама, то есть жилище рода потомков Элама, внука Ноя и Хама, сына Ноя, и относится к земле Урусалим.
Вернемся к названию города Иерусалим. Название это состоит из двух слов и должно было бы звучать «Е рус селом». Итак, Иерусалим был столицей рода ерусов-евусов-урусов. А теперь попробуем поискать название «село».
В Библии целая околица названа «Села-Гаммахлекот» (1 кн. Самуилова, гл. 23:28). Значение первой части названия Села нам, русинам-украинцам, понятно. Вторая часть составлена из многих слов-значений, но нет надобности ее расшифровывать.
Во время распределения территории между двенадцатью коленьями Иакова подчиненные городам поселения так и назывались — села.
В Библии, в книге Иисуса Навина (гл. 18:1) указано: «И была собрана вся громада Израилевых сыновей в Шило (Сило, Село. — Р.Н), и они поместили там ковчег завета, а перед ними был завоеканный Край».
Название водоема (пруда) Силоамского на окраине Иерусалима сохранило вторую часть слова Еруссалим — село и называется до сегодняшнего дня «Силоам». Позволю себе предположить, что по-русински это название звучало бы «села яма».
В Библии название Села упоминается и в других книгах.
Из Библии узнаем, что евреи долго не могли победить жителей Иерусалима и иерусалимской земли. Только за тысячу лет до Рождества Христова царь Давид, уроженец города Бетлеем, победил этот народ. Следовательно, иерусалимские русы были вытеснены из урус-земли за тысячу лет до Христоса.
Слово рус, рашен, рос, ус (ушкуи. — Р.Н.) разошлось в топонимах, именах, фамилиях по земному шару, но никто не идентифицировал себя русом, кроме двух народов — белые русы (белорусы) и красные русы (они же русы, русины (руссины — Р.Н.), руснаки-лемки, бойки, галичане). История зафиксировала еще название «черные русы».
Что означают цвета, в частности для русов? По моему мнению, это цветовые названия географических территорий, на которых жили предки этого народа. Считают, что в древнем мире существовала система цветового обозначения стран света, согласно которой северные объекты назывались черными, южные — красными, западные — белыми, а восточные — голубыми. Такие признаки подходят к происхождению названий Черное море, Красное море, Голубой Нил, Белый Нил. Автор книги «Что такое топонимика» А. Суперанская, досконально анализируя названия топонимов, пришла к выводу, что цветные названия на европейской территории не отвечают древней системе обозначений. И еще интересная мысль высказана ученым Суперанской в следующей цитате из ее книги: «Древнейшие миграции населения при несовершенной технике передвижения были, однако, необычайными по своим масштабам, которые в настоящее время трудно себе представить. И лишь топонимы могут быть свидетелями этих миграций».
Белые русы, в давнем прошлом — жители территории Древнего Египта, на которой Нил назывался Белый Нил. Название египетского города Мина сохранилось в имени людей, что очень распространено и сегодня в Египте, и повторилось вместе с именем Нил, Нила на европейской территории. А город Минск продолжает историческую функцию древней столицы Мина. Первая стоянка израильского лагеря после бегства из Египта под названием «Мозер» (кн. Чис., гл. 33:30) продолжает существовать как областной центр в Белорусском государстве. Гербом столицы белых русов является изображение Юрия (Георгия) Победоносца на коне, который копьем поражает змея (гада). Этот Победоносец возведен в ранг святого, и во всех древних церквях Украины и Беларуси его образ был обязательно. Добавлю, что и в коптских христианских храмах Египта и Эфиопии образ этого святого воссоздается с тем же содержанием — он прогоняет (убивает) змея. Флаг белорусов — бело-красный, это цвета египетских фараонов и объединенных в Египте двух народов — русов белых и красных в едином государстве. Сегодняшний флаг Египта — четырех цветов: белый, красный, синий и черный. Голубой или синий цвет — это Голубой Нил, который берет начало в Эфиопии; Белый Нил — белый цвет. Нижняя часть Нила, Красное море, южная часть Палестины и Финикия — красный цвет. Черный — цвет Эфиопии (Абиссинии). Это гамма цветов флагов европейских народов, которые исторически связаны с библейскими территориями. Они вынуждены были, по воле Божьей, покинуть обжитые места, чтобы заселить европейские просторы в разное историческое время и разными путями. Народы теснили друг друга, поэтому территориальные претензии у европейцев имеются к соседям с восточной стороны, наступавшим в западном направлении. Метками и подтверждением могут быть топонимы Брест и Белз и повторение этих названий на Ла-Манше — порт Брест и на острове город Велс.
Кто же тогда черные русы? Ведь нет в наше время народа, который бы так себя называл. Есть черные горы (Черногория), есть белые горы (Болгария), белые хорваты. История зафиксировала факт существования такого народа. Возможно, произошло так, как в недавней истории Советского Союза, что нас всех за границей называли «русскими», ведь были мы все в одном государстве, хотя каждый народ продолжал идентифицировать себя родовым названием. Черные русы оставили свою метку в цвет флага Галичской земли — красно-черная цветовая гамма, а также в эстонском и немецком. Черный цвет-метка осталась и на территориях Аравийского полуострова. Можно ли разгадать тайну черных русов? Думаю, что можно, если вдумчиво изучать информацию летописей и Библию. По каким-то меткам, цветам, топонимам, именам, фамилиям что-то все же можно найти. Начну с того, что каждый народ сам себя идентифицировал, но это название могло не совпадать с тем, которое давали ему соседи. Что о черных русах говорят энциклопедия и другие исторические материалы? Чрезвычайно скупая информация. В УСЭС, изданном АН УССР в 1968 году: «Черная Русь — название в XІІІ—XІV веках древнерусских земель в бассейне верховья р. Немана с городами Солонимом, Волковысском, Несвижем и др. (нынешняя Белоруссия). В XІІІ в. находилась во владении литовского и галицко-волынских князей. В XІV ст. Черная Русь вместе с литовскими землями составляла ядро Литовского Великого княжества». Добавляю еще информацию из Википедии (Wіkіpedіa — интернет-энциклопедия. — Р.Н.): «Черные клобуки, черные шапки, каракалпаки — историческое название объединения тюркских кочевых племен печенегов, торков, берендеев, осевших в лесо-степной части Киевской Руси (преимущественно над Росью) в XІ—XІІ в. Это объединение было обусловлено необходимостью совместной обороны перед нападениями половцев. Черные клобуки имели свою самоуправляемую организацию (вече старшин), которая подчинялась киевским князьям. Как составляющая часть Киевской Руси, черные клобуки охраняли ее южные границы и принимали участие в походах киевских князей. (Не идет ли речь о казаках, которые носили черные каракулевые шапки? — Р.Н.) Под влиянием соседей черные клобуки постепенно переходили от скотоводства к оседлому полеводству. После татарской неволе в 1240 г. часть черных клобуков ассимилировалась с украинским населением, другие ушли в степи, и о них исторические документы ничего не вспоминают».
Еще о «черных людях», воевавших против половцев вместе с князем Игорем Святославовичем в 1185 году («Летопись русская», стр. 339, из-во «Дніпро», 1989 г.). Их называли ковуями. Обратим внимание на название «ковуи». Можно предположить, что это искаженное название «кавеи». Многим знакомо словесное выражение «ай вей» или «а зохен вей». Мне объяснили, что это как у христиан «ой, Боже», у евреев — «о, достойный Вей». А название кавеи означает — «духи Веи» или «бога Вея». Еврейское «ай» в Библии всегда с артиклем «хаай», что в нашем случае означает «достойный святой Вей». Такое обращение в нашем языке звучит как «хай».
Санскритское «ка(ко)» означает «Бог, Дух». Следы «черных веев» есть в названии древней улицы Кракова, которая так и называется «Чарновейская». Думаю, что и наши Черновцы, и Черновцы, что возле Кракова, происходят от людности веев, которые их заселили, и изначально могли означать «черновейцы».
В географическо-археологическо-этнографическом указателе «Летопись русская» на странице 397 читаем: «Ковуи, полукочевое, тюркское племя, часть черных клобуков, возможно, обособленная орда половцев, были под властью русских князей; занимали бассейн Роси, Трубожа, нынче — юж. часть Киевской и юг.-вост. часть Винницкой обл., Черкасс. обл., юж. часть Черн. обл. — стр. 243, 244, 282, 293, 295, 336, 338—340».
Науке неизвестно, разные ли народы черные русы и черные клобуки. Последние еще назывались «торки», которые рассеялись по географической территории Киевской Руси и значительная часть которых перешла на западные украинские земли, где оставила свои метки в названиях Торки, Торчин, Воинь, Тар. Возможно, торки — это черные клобуки, они же казаки, и речь идет о черных каракулевых казацких шапках, которые защищали голову в бою не хуже шлемов. Черные русы оставили свою метку во флагах Эстонии, Германии и государств, куда когда-то зашли предки веев. По моему мнению, черные кавеи (веи) идентифицировали себя как сеимы или есеи. Библейского священника, упомянутого Исусом в притче о мытаре и фарисее, называли безымянно фарисей — священник сей.
Род сеев. По моему мнению, предыдущее местожительство народа, который называл себя «сеимы», было на территории Палестины и Малой Азии, и административное название этого государственного образования было «Мисия» — «мы сея», на территории которого стоял город Кия и Теофания — теперешняя Феофания. На новой территории название народа было сохранено в обратном порядке «сеи мы». Таким образом, кии-ханааны-русы и сеи-черные русы-кавеи вынуждены были перейти на новые места поселения. Расселились сеи по реке, которую наименовали от названия собственной идентификации — «Сейм» — «сеи мы». Древний герб Чернигова — «ворон». Его сеи перенесли на территорию, которая сегодня принадлежит Польше, и поселились возле города-крепости Вавель на Висле. Новое поселение получило название Краков (наверное, было еще одно название этого рода и древний герб — ворон — крук-крак). Улица, прилегающая к крепости Вавель, имеет и сегодня название Чарновейская. А законодательная власть издавна называется сеймом и происходит от идентификации рода сеимов.
Поселились они и в предместье Львова, которое получило название Краковское. Род этот имел своих раввина, синагогу и кладбище, где сегодня размещается Краковский рынок. Они сурово придерживались веры Моисея. Метками остались топонимы Крукеничи, Краковец и т. п.
Город Хеврон на территории Палестины означает «достойные вроны», и герб города — ворон мог происходить оттуда. Его еще называли городом священников. Интересно также, что в Святой земле на расстоянии 40 километров от Хеврона был город Вирсавия (евр. Беер-шева, Веер-Шева), название которого народ перенес на новое поселение, назвав Варшавой.
(Продолжение следует).
Роман НАКОНЕЧНЫЙ, полковник Украинского казачества.