Открытие ученых Национального заповедника «София Киевская» может поссорить отечественных историков. Заведующей отделом научно-исторических исследований, доктору исторических наук Надежде Никитенко удалось определить с точностью до дня дату основания столичной святыни. И все бы ничего, если бы дата более чем на двадцать лет не расходилась с известным из учебников истории 1037 годом. Более того, утверждение, что освящение начала строительства состоялось 4 ноября 1011 года (завершение — 11 мая 1018-го) ставит под сомнение список деяний Ярослава Мудрого, который, получается, лишь завершил дело своего отца Владимира Великого. На чем базируется сенсационное открытие и почему многие ученые не хотят изменять хрестоматийную дату, «Голос Украины» спросил у Надежды Никитенко.
— Владимир Великий вместо Ярослава Мудрого, 1018 год вместо 1037-го. На чем конкретно основаны столь сенсационные выводы?
— Хотя 1037 год стал хрестоматийной датой, войдя во все учебники, однако сама София говорит о другом. Дело в том, что я изучаю собор уже три десятилетия. Начала исследование с изучения живописи собора: мозаик и фресок. И обратила внимание на то, что они прославляют не Ярослава, а Владимира Святославовича и его жену княгиню Анну. Между тем известно, что во все времена произведения искусства прославляли своих заказчиков. Однако самое главное, что мы с ведущим научным сотрудником заповедника, кандидатом исторических наук Вячеславом Корниенко нашли целый ряд очень ранних датированных граффити. Среди них особенно интересуют нас наиболее ранние из найденных на сегодня дат (1018—21 и 1022 годы) — они перечеркивают возможность возникновения собора в 1037 году и неопровержимо подтверждают факт начала его строительства именно при Владимире. Дело в том, что граффити написаны на фресках, а это означает, что ко времени их написания собор уже был не только построен, но и украшен мозаиками и фресками.
Конечно, граффити исследовали и раньше, но довольно выборочно. Сейчас мы придерживаемся другой методики — изучаем эти надписи сплошь. На сегодня исследовано более 2000 граффити. Однако мы ожидаем, что их будет не менее пяти тысяч, так что интересные открытия впереди.
Но уже то, что есть у нас сегодня, разрешает с абсолютной уверенностью сказать: Софийский собор был построен при Владимире Крестителе. Более того, нам удалось точно определить дату его возникновения с помощью Святцев, в которых сохранились дни освящения Софии. Поэтому мы смогли сделать заключение, что столичная святыня была заложена 4 ноября 1011 года (при Владимире), а освящение престола и первая литургия состоялись 11 мая 1018 года (при Ярославе). Т. е. Ярослав закончил дело своего отца: он завершил фресковую роспись. Вот и Киевский митрополит Иларион, современник возведения храма, подтверждает это в своем «Слове о Законе и Благодати».
— Многие ученые в качестве безоговорочного контраргумента приводят «Повесть временных лет». Кто же вызывает больше доверия — летописец или неизвестный автор граффити?
— Кроме граффити, я тщательно исследовала и все связанные с этой проблемой письменные источники, доступные нам, и пришла к заключению, что летописи не дают точной даты основания собора: Новгородский упоминает 1017 год, а «Повесть временных лет» — 1037. Однако есть целый ряд позднесредневековых источников, которые подтверждают найденные надписи. Это свидетельство Мартына Груневега и Эриха Лясоты — путешественников, которые посетили Киев в конце XVІ в. Кроме того, Киевский митрополит Петр Могила в 1634 году сделал под центральным куполом свою ктиторскую надпись, которая гласила, что храм начал строиться в 1011 году. Такая же надпись была и над главным входом собора. И даже в XVІІІ веке ее считали легитимной — об этом мы знаем из статистических описаний Киевского наместничества.
Но все же самое ценное свидетельство — именно граффити и живопись собора, которые никогда не исправлялись и не писались задним числом. Это сакрализованные тексты, призванные нести в вечность событие, о котором говорят.
— Однако до согласия в этом вопросе все еще далеко: кто-то принимает новое датирование, другие — не желают и слышать об этом.
— Наши оппоненты отказываются от того, что говорит сама София. Во-первых, это консерватизм мышления. Очень трудно отказываться от старого и соглашаться с новым. Дело в том, что эти ученые отстаивают свою, заявленную в собственных диссертациях и книжках концепцию истории собора, согласно которой София возведена на протяжении 1017—1037 годов. Очень обидно, но ученые, которые заявляют, что владеют истиной в последней инстанции, даже не пришли и не поинтересовались этими граффити. Ни одной опровергающей научной статьи ими не опубликовано, хотя мы провели целый ряд международных конференций, широко опубликовали граффити, я защитила докторскую диссертацию.
Во-вторых, раньше у нас не было таких достоверных данных, как упомянутые датированные граффити, — сегодня они есть. И закрывать глаза на эти факты антинаучно и просто преступно. Эти ученые ссылаются исключительно на летописи, но ведь летописи — это тенденциозные документы. И если посмотрим на «Повесть временных лет», то увидим, что вся вторая половина княжения Владимира Крестителя словно выпала из текста — остались одни даты. Данные, не удобные для Ярослава, изъяты. Дело в том, что он получил киевский стол не по завещанию отца, а, можно сказать, был узурпатором, следовательно, надо было доказать, что именно он — легитимный и наиболее достойный последователь Владимира.
— Принятие новой даты на официальном уровне влечет за собой довольно много изменений: от двухгривневой купюры до учебников истории.
— Я думаю, главное — чтобы эту идею восприняло общество. Пусть это будут научные конференции или публикации — мы готовы представлять наши аргументы на любом уровне. Очень важно и то, что ЮНЕСКО на 35-й сессии приняло новое датирование. Чем это важно? До сих пор считалось, что вся государственность и культура приходили к нам с севера: пришел Новгородский князь Ярослав и построил нам Софию, а на самом деле она стояла уже здесь до него. А собор — это визитная карточка государственности, и он говорит о том, что наша письменность, культура, государственность достигли такого взлета еще до Ярослава.
— Согласно календарю ЮНЕСКО на 2011 год, в следующем году празднуется 1000-летие Софии Киевской. Планируются ли какие-то мероприятия?
— Планируем провести международную научную конференцию, выпустить целый цикл публикаций и книг. Будут и культурные мероприятия, цикл реставрационных и ремонтных работ. А это пойдет в пользу не только Софии, но и всему обществу. Ведь это такая гордость — владеть памятником тысячелетней давности, который полностью сохранился.
Беседовала Анна БОЙКО.
Фото Сергея КОВАЛЬЧУКА.