Сватовский райавтодор обслуживает в своем районе почти 400 километров дорог, четвертая часть из которых имеет статус государственных. Правду сказать, дороги здесь весьма далеки от идеальных, хотя руководство предприятия и пытается «сварить уху из топора» при тотальном безденежье. 
Например, на протяжении месяца райавтодор может освоить объем работ, который составляет от 1,5 до 3 миллионов гривен, а областное управление государственного предприятия «Луганскавтодор», структурой которого являются сватовчане, планово ежемесячно определяет объем в лучшем случае на 100 тысяч гривен. Бывает и хуже. Это когда доводится задание и при этом не выделяются ни битум, ни отсев — главный составляющий асфальтобетона. Словом, как хочешь, так и выживай. Выживается трудно. Помогают рациональный подход к делу и наука.
Асфальтобетонный завод Сватовского райавтодора вскоре отпразднует свое тридцатилетие. Технология производства асфальта за это время радикальных изменений не претерпела, и руководители предприятия понимали, что если все оставить на таком уровне, то о благоприятном режиме работы можно забыть. Производительность завода — 30 тысяч тонн асфальта в год. Согласно технологии, приготовление битума до жидкого состояния проводилось с помощью горячего пара, вырабатываемого собственной котельной. Суточная потребность котельной составляла 4 тысячи кубических метров газа. Для сегодняшнего дня — это непомерная роскошь, и явно не для райавтодора, который едва сводил концы с концами. Стало очевидным, что без научного подхода данную проблему не решить, поэтому руководители предприятия обратились в Донецкое НПО «Транссистема», которое считается основоположником композитных электронагревательных элементов в Украине и является единственной организацией, производящей необходимое для данного процесса оборудование.
Директор «Транссистемы» Виктор Татаринский обращает внимание, что современный нагревательный элемент производится на основе вискозных тканей, насыщенных углеродом. То есть он не металлический, не жесткий. Такую нагревательную «ленту» можно расположить в любой емкости, где нужен подогрев. А поскольку «лента» имеет большую площадь контакта с нагреваемым объектом, то разогрев битума проходит значительно быстрее, что в результате экономит электронергию. По сравнению с нихромовыми нагревателями, например, экономия электроэнергии на композитных нагревателях составляет 30 процентов.
Кроме того, более рационально используется сам битум. Если раньше его застывшие, так называемые «мертвые», остатки в железнодорожных цистернах были недоступны, то с помощью нового нагревательного прибора удается выбрать буквально все.
Сватовский райавтодор пока единственное предприятие в Украине, которое внедряет пилотный проект Донецкого научно-производственного предприятия «Транссистема», причем довольно успешно. Новая технология разогрева и поднятия битума позволяет существенно экономить и материал, и электроресурсы. Если в прошлом году было израсходовано 226 тысяч киловатт-часов, то в нынешнем — около 190 тысяч, при том, что объем выполненных работ увеличился почти на 700 тысяч гривен. Да и потребление газа в этом году уменьшилось в 2,6 раза, нежели за такой же период минувшего. Если два года назад на производство одной тонны асфальта использовалось 38 кубометров газа при норме 28, то после внедрения донецкой технологии показатель снизился до 17 кубометров.
В результате плодотворного сотрудничества производителей с наукой, в Сватовском районе сегодня формируется технопарк, в котором испытываются все новые дорожные технологии. В этом году Укравтодор признал сватовский опыт как перспективный и важный для дорожной отрасли
Луганская область.
На снимке: рабочий момент, справа — Владимир Просин.
Фото Михаила БУБЛИКА.
***
Руководитель Сватовского райавтодора Владимир Просин получил предприятие не в лучшем состоянии. По природе своей он человек энергичный, инициативный и весьма беспокойный. К делу подходит творчески, работает всегда на перспективу и подчиняет людей своим умением организовать дело с пользой для всех. Благодаря такому характеру Владимир Просин сумел доказать, что в безвыходных финансовых тупиках может оказаться только то предприятие, руководитель которого отказывается искать выход из кризисной ситуации и не учитывает изменения потребительского рынка. Скажем, сегодня потребитель больше предпочитает тротуарную плитку, а не асфальт. Поэтому предприятие наладило выпуск этого материала и не просчиталось. Спрос на плитку увеличивается, и сегодня частные подворья сватовчан большей частью вымощены местной, сватовской, плиткой. Она и дешевле обходится, и качеством отличается. А Просин уже вынашивает идею начать производство еврозаборов. Имеются у руководителя и еще идеи, но он пока их не разглашает. Готовит базу.