Каждый украинец, выезжая за границу, хорошо знает, что без соответствующей медицинской страховки дорога туда закрыта. С одной стороны, этого требует закон, с другой, зная о дорогостоящем лечении, каждый путешественник старается обезопасить себя от лишних расходов. Когда Ирина везла на отдых на болгарский курорт группу детей, она и не сомневалась, что проблем с медпомощью, в случае необходимости, не будет никаких. Ведь каждый заплатил за это немалую страховую сумму.
В документах, которые Ирина получила на руки как руководитель группы, указывалось, что сумма, на которую может претендовать застрахованный при несчастном случае и оказании медпомощи за границей, составляет 20 тысяч евро. Даже учитывая то, что медицинские услуги там стоят дорого, такая страховка должна была бы гарантировать действительно надежную защиту здоровья и жизни украинских туристов. А чтобы получить такую гарантию, каждый из туристов уплатил, кроме стоимости путевки, еще и 630 гривен. Так что отдых должен был быть беспроблемным.
Так он и начался: море, солнце, пляж и развлечения. Но вдруг — испортилась погода. Ливень и страшный ветер застал отдыхающих прямо на побережье. И хотя до гостиницы было рукой подать, Ирина, убегая от грозы, упала и, как выяснилось позже, сломала ногу. Перелом оказался настолько тяжелым, что женщина от болевого шока начала терять сознание. Было очевидно, что без медицинского вмешательства не обойтись.
— Мы сразу начали действовать так, как указано в инструкции о страховании. Перезвонили в компанию, сообщили о несчастном случае и получили обнадеживающий ответ, что нам срочно пришлют врача, — рассказал Николай Легков, отдыхавший в составе той же группы. — Казалось, проблема решена.
На самом же деле все лечебно-страховочные перипетии только начинались. Обещанный врач появился через несколько часов, и только поздно вечером больную удалось доставить в больницу экстренной помощи.
После обезболивающего, рентгена и наложенного гипса больной стало немного легче. Но она твердо убеждена, что в разговоре между врачами, оказывавшими помощь, речь шла о необходимости срочной операции. Впрочем, операции не было. Ни сразу, ни позднее. Ведь больница требовала гарантии того, что лечение, стоимость которого около двух тысяч евро, будет оплачено. А тем временем страховая компания давать эти гарантии не собиралась. Единственное, что пообещала, депортировать пострадавшую через границу.
Если хотите — ваше тело доставят домой
Возможно, в другой ситуации Ирина с радостью согласилась бы на такое предложение. Ведь чувствовала себя очень плохо. Перелом оказался двойным, поэтому женщину все время мучили тяжелые боли. Но ни об обезболивающих, ни о каком-либо медицинском сопровождении, ни о том, чтобы предоставить хотя бы костыли, никто и не подумал. Все эти заботы пришлось взять на себя все тому же Николаю Легкову, который в этой ситуации был всего лишь случайным свидетелем.
Это именно он вызванивал врача, пытался связаться с руководством страховой компании, что оказалось просто невозможным, дошел даже до украинского консульства в Болгарии, чтобы там помогли хоть как-то облегчить страдания больной. До сих пор благодарен и консулу, и частным лицам, старавшимся помочь. Но на этом фоне еще безответственнее выглядели действия страховой компании.
Ее предложение отправить клиента домой было просто невозможным. Ведь Ирина отвечала за пятнадцать детей, которых привезла на отдых. Оставить несовершеннолетних без присмотра в чужой стране она не имела никакого права. А отправить их домой, когда они провели на отдыхе только половину отведенного времени, тоже никто не мог. Поэтому и согласиться на отъезд руководитель могла лишь в одном случае: если появится ей замена.
Однако вникать во все эти обстоятельства страховщики даже не собирались. Формально в подписанном страховом договоре о подобном развитии событий речи не шло. Единственный пункт, который, по мнению страховщиков, мог бы подойти в этой ситуации, — бесплатная депортация... тела. Так вот его и предложили. А то, что речь шла не о теле, а о живом больном человеке, да еще и ответственном руководителе группы, вообще осталось без внимания.
Кроме того, и вариант дорогого оперативного лечения тоже остался без рассмотрения. Ведь, получив отказ в возвращении домой, страхователи быстро нашли основание для расторжения всяких отношений с клиентом.
Еще одной причиной для этого стала справка, полученная от врача ассистанской компании. Она содержала четкую фразу о том, что срочная операция больной не нужна. Вот только частица «не» даже без профессионального графологического анализа выглядела слишком подозрительно и выделялась из всего текста.
Кто заплатит за страдания
Насколько срочной должна была быть операция, теперь устанавливают украинские хирурги. Ведь сразу по возвращении домой Ирина легла в больницу. Все, что с ней произошло за границей, а главное — безразличие и безответственность страховой компании, настолько поразило, что женщина настроена только на судебное разбирательство дела. Вот только кому предъявлять претензии? Хоть и есть официально оформленный договор страхования, а найти ответственных лиц будет непросто.
Почему? Судите сами. Все необходимые для поездки документы оформляла туристическая фирма. Страховые же договоры заключались с украинской страховой компанией, к которой эта фирма уже не имеет никакого отношения. Предоставлять же практическую помощь за границей должна ассистанская компания, которая не подчиняется и не отвечает не то что двум предыдущим компаниям, а вообще кому-либо в Украине. Так с кого спрашивать?
Если перевести на простой язык всю эту сложную систему страхования, то она выглядит так. Наших соотечественников страхуют отечественные компании. Они заключают соответствующие договоры и получают страховые взносы. Но за границей, где и происходят несчастные случаи и болезни, эти украинские компании своих представительств не имеют. Так что там заботу о застрахованных украинских гражданах берет на себя так называемая ассистанская компания, которая и имеет широкую международную сеть представительств.
В этой ситуации все три упомянутых субъекта должны были бы проявить по крайней мере заботу о своих подопечных, но... Турфирма медицинских услуг не предоставляет. Своя страховая компания за действия чужих врачей не является ответственной. Связаться же не то что с руководством, а хотя бы с рядовыми клерками ассистанской компании по телефону — дело вообще безнадежное.
Вот и получается, самое большее, на что может рассчитывать украинский турист в критической ситуации, — это бинт, йод и рентгеновский снимок.
Все произошедшее хотелось бы назвать лишь досадным случаем. Но его участники убеждены, что подобные случаи превращаются в правило.
— Из разговора в консульстве в Болгарии я узнал, что количество жалоб, связанных с невыполнением своих обязанностей страховой компанией, уже превысило десяток, — рассказал Николай Легков.
Это статистика консульства. На самом же деле для скольких украинцев обещанная страховая сумма в 20 тысяч евро осталась пустыми словами, остается неизвестным. Кстати, как и то, где, у кого искать защиты, если ты попадаешь в настоящую беду.
Рис. Алексея КУСТОВСКОГО.
Авторская ремарка
Оказываясь за границей, иностранцы хорошо знают, что комфортная и безопасная транспортная доставка, надежная перевозка багажа, а главное — гарантированное медицинское обслуживание при несчастном случае — это не их личные заботы, а обязанность страховых, туристических, транспортных компаний. А потому и чувствуют себя в полной безопасности. Украинцы, платя немалые средства за те же услуги, нередко не имеют никаких гарантий их качественного выполнения. Не это ли становится причиной того, что наши соотечественники вынуждены чувствовать себя людьми второго сорта? И кто за это должен нести ответственность?