Мы слишком долго тянули с системным реформированием экономики, модернизацией предприятий, внедрением энергосберегающих технологий, чтобы рассчитывать на быстрый выход из кризиса, который сильно ударил по отечественной промышленности. Но, по моему твердому убеждению, мы выйдем из сверхтяжелой ситуации победителями, начав глубокие реформы.

Стимуляторы роста для бизнеса

Серьезные проблемы в реальном секторе экономики и в торговле возникли не вчера, они формировались в течение последних 10—15 лет. Понимая это, наш Комитет по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательства поставил перед собой цель реформирования почти всех секторов отечественной промышленности и предпринимательства.
И нам таки удалось провести через парламент ряд важных законопроектов, которые должны принести в экономику дополнительные инвестиции и будут способствовать созданию новых рабочих мест. Прежде всего речь идет об антикризисных документах в поддержку отечественной промышленности, о реформировании регуляторной сферы, о наведении порядка в игорном бизнесе и внедрении принципов государственно-частного партнерства. Остановлюсь на некоторых инициативах, разработанных и проголосованных за последние месяцы и уже ставших законами.
После горячих дискуссий, нам наконец удалось настоять на положительном голосовании за законопроект №4581 о содействии развитию предпринимательства. Этот документ (после его подписания Президентом) должен существенно улучшить инвестиционный климат в стране и либерализовать систему предпринимательства. Ничего нового. Мы воспользовались опытом «локомотивов европейской экономики» — Франции и Германии, снизив требования относительно минимального уставного фонда предприятий. Теперь, чтобы открыть общество с ограниченной ответственностью, достаточно 630 гривен. Это и значительно облегчит становление бизнесов, и будет способствовать увеличению количества новых предприятий.
Еще один стимулятор для развития предпринимательства — принцип «молчаливого согласия». Мы предоставили бизнесу четкие нормативные гарантии получения лицензий и разрешений. Раньше нечистые на руку чиновники пользовались пробелами в законодательстве и всячески затягивали выдачу документов, требуя взятки. С принятием закона ситуация кардинально изменится. Если в течение 10 дней фирма, предоставившая документы, не получит официальный ответ на свое обращение, разрешение будет считаться предоставленным автоматически. Еще год назад бизнесу на получение всех разрешительных документов в среднем не хватало 100 дней. Теперь этот срок сократился в 10 раз!
Кроме того, мы ликвидировали «кормушку» для бюрократов, отменив ограничение срока действия лицензий. Раньше лицензии выдавались всего на три года. Теперь большинство из них — бессрочные. Некоторые виды лицензий, к примеру, в «чувствительной» для здоровья граждан сфере медицины, останутся срочными. Но срок действия даже таких лицензий продлен до 5 лет.
Мы сократили на 8 позиций перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию. Речь идет о сферах, в которых не нужен жесткий государственный контроль. Например, о перепродаже предметов искусства, организации аукционов и пр.
Четыре принципа для промышленности
Комитет оперативно отвечал на запросы промышленного сектора. Так, парламентом принят закон о минимизации влияния финансового кризиса на развитие отечественной промышленности.
Мы подошли к вопросу системно и поставили цель модернизировать все важнейшие секторы экономики, повысив тем самым конкурентоспособность отечественной продукции. Опирались на четыре основных принципа развития предприятий: модернизацию, энергосбережение, инновации и амортизацию. Именно они стали краеугольными камнями, на которых основывается наша программа по выводу промышленности из нынешнего неудовлетворительного состояния.
Сделан первый шаг по увеличению экспорта продукции с высокой долей добавленной стоимости. К приоритетным инновационным направлениям деятельности отнесли производство транспорта, летательных аппаратов и комплектующих к ним. Эти отрасли избраны не случайно. Ведь загрузка производственных мощностей самолетостроения или судостроения автоматически предоставляет заказы металлургии, угольной промышленности и т. п. Происходит цепная реакция, что помогает решать экономические проблемы последовательно и комплексно.
Создавая условия для модернизации отечественной промышленности, мы заботились о перспективе ее развития. До 1 января 2011 года промышленным предприятиям было предоставлено право на ввоз оборудования и комплектующих в качестве взносов в уставные фонды. Таким образом мы частично решили проблему катастрофического нехватки свободных кредитных средств на рынке. При этом отдельно отмечалось, что такие нормы могут использоваться лишь промпредприятиями для создания новых производств с энергосберегающими технологиями.
Если не заботиться, то проигрывать
Тема отдельного разговора — принятый закон о государственно-частном партнерство (ГЧП). Эта система активно используется и странами с переходной экономикой, и экономическими лидерами — Великобританией, Германией, Францией. Суть механизма ГЧП заключается в совместном бизнесе государства и частного сектора. ГЧП позволяет правительству привлекать частные инвестиции, не теряя при этом права собственности на определенный объект. Государство преимущественно оставляет за собой контрольную функцию. Частный партнер вкладывает деньги и устанавливает эффективный менеджмент на производстве, что дает возможность провести модернизацию и увеличить прибыли.
В нынешних условиях, когда приватизация уже не выглядит привлекательным способом пополнения бюджета и инвестирования, система ГЧП может произвести настоящую революцию в ЖКХ, сфере транспорта и коммуникаций. По нашим расчетам, после окончательного вступления в силу данного закона он будет приносить Украине порядка 7 млрд. долларов дополнительных инвестиций в год.
Отдельно хочу остановиться на двух крайне важных социальных законах, принятых по нашей инициативе в этот период. Прежде всего речь идет о законе «О престижности шахтерского труда». Мы заложили условия для перехода к среднеевропейскому уровню заработной платы шахтерам и ввели ряд важных социальных новаций. Прежде всего, ставка налога с дохода шахтеров уменьшена до 10 процентов. Установили новые льготные условия по обеспечению горняков жильем и повышенными пенсиями. Например, шахтеры и их дети получили возможность поступления в высшие учебные заведения на либеральных условиях. Также улучшили процедуру распределения оздоровительных путевок. Считаю, что этот законопроект может стать базовым для установления аналогичной системы льгот для представителей других социально важных профессий — медработников, учителей и т. п.
Не менее важным в социальном плане является и закон о запрещении игорного бизнеса в Украине. Это яркий пример эффективного регулирования рынка со стороны государства. «Игромания» стала едва не национальной болезнью, поэтому закон был общественно необходим. На сегодня мы сумели закрыть один из наиболее криминализированных секторов экономики, который приносил сверхприбыли нечистым на руку бизнесменам за счет человеческих слез и горя. При этом нам удалось остановить экспансию российского игорного бизнеса, который после запрещения азартных игр в России пытался убежать к нам. Если бы не закон, Украину загромоздили бы казино и игровые автоматы «от Сяна до Дона».
Государство не имеет права «зарабатывать» на налогах с бизнеса, который подрывает основы общества и наживается на болезнях социума. Деньги госбюджету действительно нужны. Но не такие! Не может быть ничего важнее интересов украинцев и их семей, до недавних пор массово страдавших от засилия азартных игр. Не случайно, по данным соцопросов, всего 5 процентов граждан одобрительно относились к этому сомнительному бизнесу...
Предлагая парламенту полезные и современные законы, мы понимаем важность их добросовестного выполнения. Поэтому на базе нашего парламентского комитета мы создаем специальный орган, который будет вести мониторинг ситуации по соблюдению властью и бизнесом нового законодательства. Мы хорошо осознаем, что реформы ничего не стоят, если они на бумаге, а не воплощены в жизнь.
У нас есть уникальный шанс «быть услышанными» в смысле политической и общественной поддержки реформ. В свое время по пути энергичных реформ прошло много стран. Нынче некоторые из них вошли в мировую историю под названием «тигров». Большинство из этих стран, как и Украина сегодня, предпринимали активные, форсированные шаги по либерализации предпринимательской деятельности и модернизации производства. Результат известен: сейчас «тигры» — региональные экономические лидеры.
Верю, что президентская кампания, фактически уже начавшаяся в Украине, не станет препятствием для дальнейшей реформаторской работы нашего комитета и парламента в целом. Реформы должны продолжаться и углубляться. Иного пути у Украины просто нет.
Наталия КОРОЛЕВСКАЯ,
председатель Комитета Верховной Рады по вопросам промышленной и регуляторной политики
и предпринимательства.
Фото Анастасии СИРОТКИНОЙ.