По статистике, в мире каждый год производят 15 миллиардов презервативов. Население же планеты составляет почти семь миллиардов. Из них половую жизнь ведет только его активная часть. А значит, на одного человека приходится около 214 контрацептивов в год.

Согласно нашему соцопросу в интернет-сети, участие в котором приняли 82 респондента, 60% взрослого населения покупают контрацептивы только в аптеках, 30% — в магазинах, остальные — готовы приобрести их где угодно, только бы по нормальной цене. Средняя стоимость самых популярных марок презервативов в Украине — 16 гривен. Но лишь 71% опрошенных готовы платить такую цену. Остальные, наверное, предпочитают покупать дешевое и некачественное. Чтобы убедиться в этом, проводим эксперимент.

В понедельник, день, когда, по мнению многих ученых, происходит наименьшее количество половых актов, спускаемся в метро. На мне джинсы, гольф, светлая куртка и туфли. На губах — красная помада. В клетчатой сумке — товар: 5 упаковок пластырей, 10 пакетиков кофе и 15 презервативов популярной марки. Все — по две гривни.

До начала работы общаюсь с коллегой — продавцом в метро Олегом.

— Как долго вы здесь работаете?

— Уже третий год.

— Много зарабатываете?

— В месяц от 3 до 5 тысяч.

— Хватает на жизнь?

— Работая курьером в достаточно престижной фирме, получал максимум 1,5 тысячи гривен. А здесь у меня свой график, свои цены и своя зарплата, которая зависит только от моей активности.

Олег рассказывает, что лучше всего продается мелочевка — салфетки, пластыри, календари. Это — классика, хотя покупают также китайские игрушки, гирлянды, фонарики.

В столичной подземке можно продать абсолютно все, поскольку уставшие после работы пассажиры мало интересуются качеством и ценой продукции. На вопрос, контролирует ли кто-нибудь данный бизнес, продавец ответил — нет. О «контроле» слышал от людей, которые просят милостыню. «Там свои налоги, оплата места и реквизиты, которые выдают. За все время работы у меня никто ничего не требовал», — говорит Олег.

Тот факт, что бизнес в метро прибыльный, — очевиден, но все ли может стать товаром. Проверим. На станции «Университет» захожу в вагон со словами: «Понедельник в радость, когда это время для кофе и интима, а пластыри возьмите на всякий случай, потому что все — только по 2 гривни». На меня поднимает голову почти весь вагон. В глазах легко читается: «Мне послышалось, или она продает презервативы?»

Доставая свой товар, иду по вагону в сопровождении комментариев от возмущенных женщин:

— Ужас, в наше время такого не было!

— Интересно, ее родители знают, чем зарабатывает ребенок?

Пожилая женщина с ярко напомаженными губами хватает меня за руку:

— Деточка, ты здесь давно?

— Где? В метро? Я здесь первый день.

— Какое метро? На Окружной! Стыда у вас нет!

В следующем вагоне меня встречает компания молодых кавказцев, которые сразу же зовут ближе. Их взгляды красноречиво повторяют их мысли, а они, конечно же, об интиме. Главные вопросы — пользуюсь ли я сама своим товаром и могу ли сейчас оставить роботу. Чтобы отделаться от слишком активных «покупателей», вру, что сегодня — день презервативов, и я провожу акцию. Один из настырных «поклонников» покупает три презерватива, требуя номер моего телефона. С облегчением выхожу на перрон станции «Крещатик». Но бизнес есть бизнес! Продолжаю продавать товар и развлекать киевлян.

Между станциями «Левобережная» и «Дарница» двое ребят школьного возраста внимательно наблюдают за мной, не решаясь подойти. Наконец, набравшись смелости, покупают один презерватив со словами и сдавленным смехом:

— Наберем воды и бросим «бомбочку» с третьего этажа.

Станция «Черниговская» разнообразила пол моих покупателей. Девушка лет восемнадцати подходит ко мне на перроне и тихим голосом просит два пакетика кофе и... три презерватива. Расплачивается. Краснеет. И быстро забегает в вагон.

Подводим итоги небольшого эксперимента. Ни один из покупателей не спросил о причине низкой стоимости презервативов, наверное, не беспокоясь об их качестве. В то же время много внимания обращалось именно на меня. Наверное, в глазах украинцев продавать презервативы могут только... представительницы древнейшей профессии. К тому же убедились в том, что в метро действительно можно продать все, в том числе — контрацептивы. Хотя украинцы и слишком стеснительны, чтобы покупать такой товар в людных местах.

Рис. Алексея КУСТОВСКОГО.