Ведь приобретенные по рыночной стоимости гектары при целевом использовании не окупятся и за тридцать лет

Мораторий на куплю-продажу земель сельхозназначения, срок действия которого очерчивался 1 января 2008 года, так и не закончился со звоном новогодних бокалов. Табу, согласно действующему законодательству, продолжится по крайней мере до вступления в силу двух законов: о государственном земельном кадастре и о рынке земель. Определено, что их проекты правительство должно подать в парламент не позднее 1 апреля. Хотя ради справедливости надо отметить: все законопроекты, необходимые для снятия моратория на продажу сельхозземель, рассматривались за последние годы в парламенте неоднократно. Причем закон о государственном земельном кадастре Верховная Рада даже приняла — еще в марте 2007-го, но тогда документ не вступил в силу из-за вето Президента. Сегодня же, учитывая нынешний состав коалиции, а также тот факт, что на кону — миллиарды гривен, можно прогнозировать: необходимые документы будут все же приняты. Тогда мораторий в теперешнем виде автоматически прекращается. Наверное, дополнительным аргументом станет вступление нашей страны в ВТО.

Не исключен и другой сценарий развития событий, когда народные избранники перепишут законодательство и просто отменят мораторий. Если так, то рынок земли заработает без важной составляющей. Ведь на законодательном уровне должны быть установлены особенности оборота земель для ведения товарного сельхозпроизводства, причем не только приватизированных участков, но и земель государственной и коммунальной собственности. Ожидается, что эти особенности будут выписаны в законе о рынке земель. Хотя специалисты не исключают, что «особенности оборота» могут стать новым мораторием. В то же время немало народных депутатов от нынешней коалиции склоняются к мнению, что земли сельхозназначения уже скоро можно будет свободно продавать. И подчеркивают: главное — четко выписать механизм, согласно которому невозможно изменить их целевое назначение. Именно здесь немало подводных камней. Предположим, в документе пропишут: изменять целевое назначение аграрных гектаров можно только для общественных нужд и исключительно по согласованию Кабмина или парламента. Но где гарантия, что под видом «общественных нужд» в высоких кабинетах не будут отстаиваться чьи-то частные интересы. Сегодня законодательство тоже запрещает изменять целевое назначение сельхозугодий. Ну и что? Те, кому это очень надо, и у кого есть деньги, все равно находят варианты в рамках правового поля — и изменяют.

Но, с другой стороны, тут и палку не перегнуть бы. Как сделали это во время принятия нынешнего главного финансового документа государства, когда законом о госбюджете подкорректировали и законодательство земельное. Теперь приобрести участок из земель государственной или коммунальной собственности можно только через аукцион. Исключительно на аукционах осуществляется и «приобретение права аренды земельных участков, находящихся в государственной или коммунальной собственности» (статья 124 Земельного кодекса). На первый взгляд — поборолись со злоупотреблениями. Госадминистрации и местные советы якобы утратили возможность по своему усмотрению предоставлять земельные участки. Таким образом, этот шаг станет предупредительной мерой в распространении коррупции при продаже или передаче в аренду земель государственной и коммунальной собственности. А распределение гектаров исключительно на конкурентных началах позволит, например, получить выгодную цену при продаже инвестиционно привлекательных участков и т. п. В то же время землю те же местные советы передают не только стратегическим инвесторам. А как теперь быть — т. е. правильно юридически оформить передачу земельных участков гражданам, не говоря уж для ведения личного крестьянского хозяйства, а например, для огородничества, сенокоса или выпаса скота? Всех на аукцион?!

Еще одна аукционная любопытная деталь: согласно внесенным законом о госбюджете-2008 изменениям в Земельный кодекс (ст.15), «продажа земель сельскохозяйственного назначения, кроме земель, переданных в частную собственность, и земельных участков, на которых расположены объекты, подлежащие приватизации» будет осуществляться, конечно же через аукционы, центральным органом исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов. Таким центральным органом нынче является Государственное агентство земельных ресурсов, которое до конца года должно опять превратиться в Государственный комитет по земельным ресурсам. Перспективу относительно повышения статуса главного земельного ведомства страны озвучил на недавнем заседании Совета национальной безопасности и обороны Президент Виктор Ющенко. После отмены моратория и реорганизации ведомства именно Госкомзему пророчат роль главного продавца всех неприватизированных агрогектаров.

Готовятся к скорому введению рынка сельхозугодий и мощные бизнесмены и компании. Если несколько лет назад сотни гектаров «гуляли» необработанными, сейчас же площадей, зарастающих сорняками, становится все меньше. Даже во многих полесских районах, где земли не особо плодородные, к тому же их зацепил Чернобыль, гектары арендуют, обрабатывают, выращивают продукцию. Таким образом компании пытаются взять под свой контроль как можно больше сельхозугодий. Если ты уже арендуешь землю, у тебя значительно больше шансов выкупить ее, причем по минимальной цене. С другой стороны, спрос на гектары вызван существенным ростом цен на сельхозпродукцию. За год зерновые подорожали почти в два раза. А кукурузой торгуют едва не по цене пшеницы. Если четыре-пять лет назад королева полей шла по 200 гривен за тонну, то нынче — ниже 1000 цена не опускается. Еще прибыльнее рапс. В нынешнем году его успешно сбывали по две тысячи гривен за тонну. А тонна семян подсолнечника теперь доходит до 3,4—3,5 тысячи гривен. Обещанная на этот год дотация на свеклу — в размере 550 гривен за гектар посевов — и сладкие площади сделает прибыльными. Т. е. выращивать сельхозкультуры уже чрезвычайно выгодно и этим также объясняется спрос на сельхозугодия. Тем более земля — ресурс, который не приумножается. Если вместо старого завода можно построить новый, то количество незанятых гектаров все уменьшается, поэтому в дальнейшем они только будут дорожать.

Необработанной земля остается разве что возле Киева и других мегаполисов. Близ столицы стоимость бывших колхозных и совхозных гектаров такая высокая, что их выгодно покупать и перепродавать. Есть смысл также выжидать, пока поля удастся «перепрофилировать» под какой-нибудь коттеджный городок или гостинично-развлекательный комплекс. Земледелие в этих местах отходит на задний план. И с введением свободного рынка земли такие тенденции только будут усиливаться — сельхозугодия и в дальнейшем будут выпадать из севооборота. Ведь приобретенные по рыночной стоимости, при целевом использовании, они не окупятся и за 30 лет.

Здесь следует добавить: несмотря на то, что запрет изменять целевое назначение участков продлен «до вступления в силу законов Украины о государственном земельном кадастре и о рынке земель» (пункт 15 Переходных положений Земельного кодекса), механизмов обхода моратория предостаточно. Такое впечатление, что оставляют щели в земельном законодательстве и выписывают нормы, которые должны их перекрыть, одни и те же специалисты. Они хорошо знают особенности земельных отношений и разрабатывают, нередко за бюджетные деньги, соответствующие правовые документы. А в свободное от государственной работы время, за отдельную плату уже от заинтересованных лиц, выискивают вполне правовые способы обхода того же моратория. Иначе как еще объяснить существующий беспредел в этой сфере?

Часто звучат аргументы в пользу купли-продажи, дескать, это огромный потенциал для развития агросектора. Но в основном такие упреки не соответствуют действительности. По оценкам экспертов, из 27 миллионов гектаров распаеванных земель более половины находится в собственности граждан пенсионного возраста. Вряд ли пожилой человек, получив после реформирования бывшего колхоза два гектара, один из них продаст, чтобы полученные средства направить на выращивание сельхозпродукции на другом гектаре. Деньги пойдут на приобретение квартиры себе, или детям, на операцию, на обучение детей-внуков.

В действительности введение рынка земли будет вымывать на начальном этапе средства из сельхозпроизводства. Ведь руководителям хозяйств придется искать финансовые ресурсы не только, чтобы сеять и собирать, но и на выкуп гектаров. Если они не сделают это сами, кто-то придет с мешком денег и перекупит землю.