Приход первого поезда в город над рекой Стырь напоминает легенду, но это — исторический факт

Сегодня Луцк трудно представить без железной дороги. Но проложили ее сюда почти на двадцать лет позже, чем в Ковель. Было это при весьма забавных обстоятельствах. Летом 1890 года, во время военных маневров, царь Александр ІІІ решил побывать в уездном городе Луцке. Он поинтересовался у одного из своих вельмож, есть ли до Луцка железная дорога. Тот посмотрел на карту, увидел станцию Луцк (ныне Киверцы) и ответил утвердительно.

Честь мундира чего-то стоила

Уже после совещания выяснилось, что станция с таким названием расположена на железнодорожной ветке Киев—Брест — за 11 верст от уездного центра. Чтобы сохранить доброе имя чиновника и царю не пришлось страдать от неудобств, решили немедленно проложить до Луцка железную дорогу. Из Барановичей и Яблонной вызвали четвертый железнодорожный батальон, мобилизовали население. По почти нулевому профилю, без сложных земляных работ, по твердому грунту удалось быстро проложить полотно. Работы начались 1 августа, а 19 августа Луцк соединили с железнодорожной веткой, по которой уже 20 августа пошел первый эшелон с войсками, а 22-го открылось движение поездов (две пары в день, со средней скоростью 15 верст в час). На месте временного металлического навеса со временем построили железнодорожный вокзал, в помещении которого ныне находится ресторан «Светофор».

Долгое время станция Луцк была тупиковой. Первая попытка изменить эту ситуацию была предпринята в 1910—1911 годах, когда решался вопрос о строительстве железной дороги Холм—Дубно—Черный Остров. Для того, чтобы эта дорога пролегла через Луцк, городская дума привлекла в Петербурге поверенного с нотариальным поручением Игнатия Кнолля, который должен был лоббировать этот вопрос среди столичных чиновников. Однако его миссия завершилась безрезультатно, за что разгневанная луцкая дума не выплатила господину Кноллю обещанного гонорара. Вскоре началась Первая мировая война, и проектирование этой железной дороги прекратилось.

Интересна и история прокладки ветки Луцк—Стоянов (пограничный городок Галиции Стоянов в 1910 году уже имел железнодорожное сообщение со Львовом). В 1914 году ее строительство велось от Луцка австро-венгерскими пленными. Работы проходили вяло. В 1916 году дорогу так же медленно строили от Стоянова уже русские пленные. В 1919 году работы вообще прекратились. Власти молодого польского государства не изъявляли особого желания соединять железной дорогой аполитичную, по их мнению, Волынь с активной в пропагандировании украинской национальной идеи Галицией. Но, все же, богатая продуктами Волынь интересовала Львов.

В Луцке, где в то время строили речной порт, тоже были не против, чтобы древесина, зерно, мясо, фрукты можно было отправлять в Галицию. В 1924 году делегатам от Луцка и Львова отказали в Варшаве в выделении средств на строительство этой железной дороги. «Если хотите — стройте, разрешение дадим», — пренебрежительно заявил министр транспорта Польши. Так оно и было. После соответствующей агитационной работы среди населения сельских уездов собрали 125 тысяч злотых, и в 1925 году строительство железной дороги от Луцка до Стоянова возобновилось. Сначала рельсы проложили лишь до села Дубовая Корчма (село на границе Гороховского и Луцкого районов), а уже потом благодаря стараниям и настойчивости начальника железнодорожных зданий в Ривном инженера Вишневского пути проложили до нынешней Сенкевичевки. Лишь в августе 1928 года поезда из Луцка могли напрямую —через Стоянов — направляться во Львов. С того времени станция Луцк перестала быть тупиковой.

Если бы не война

А вот узловой станцией Луцк так и не стал, хотя надежды на это были. На польских схемах города предвоенного периода обозначены аж три железнодорожные станции: Северная (пассажирская), Восточная (грузовая, теперь здесь железнодорожный вокзал) и Западная (спроектированная в районе улицы Чернышевского по ту сторону реки Стырь). Планировалось построить еще один железнодорожный мост через Стырь, а также проложить пути до Владимира-Волынского. Сделать это было несложно, учитывая, что из Владимира в сторону Луцка еще в годы Первой мировой войны немцы, чтобы подвозить к фронту боеприпасы, проложили почти 30 километров дороги, и грузовые и пассажирские поезда ходили аж до села Войница Локачинского района. В 1940 году здесь, учитывая, что в воздухе уже пахло войной, военным ведомством интенсивно велись работы. К июню 1941 года почти на всем отрезке пути проложили железнодорожное полотно, положили даже несколько километров рельсов. Но к началу войны завершить работы не успели, а в 1944 году дорогу до Войницы разобрали для ремонта магистральных путей, по которым шли эшелоны с грузами для фронта. А вот насыпи, даже те, где так и не успели проложить рельсы, длительное время запрещалось разравнивать. Это вселяло надежду на продолжение строительства.

Еще раз об этой ветке вспомнили в 50-е годы, когда депутат от тогдашнего Торчинского района Евгения Хитрая обратилась в Верховную Раду УССР с просьбой восстановить ее и достроить до Луцка. В 70-е годы, когда сооружали железную дорогу от Владимира-Волынского до Катовице (Польша), такое предложение выдвинуло тогдашнее руководство области. Это сократило бы путь криворожской руды до крупнейшего в Польше металлургического комбината более чем на пятьдесят километров. Однако в то время прокладывали Байкало-Амурскую магистраль, и средств на этот экономически выгодный проект не нашлось.

Где разлуки и встречи плачут...

И хотя областной центр Волыни так и не стал узловой станцией, 19 декабря 2003 года завершилась электрификация перегона Киверцы—Луцк, и с того времени в город ходят электропоезда. Год от года возрастают грузоперевозки. Сегодня из Луцка без пересадки можно доехать до Бреста, Москвы, Киева, Симферополя, Днепропетровска, Черновцов, Львова, Ривного.

Однако есть и проблемы... Давно уже не отвечает современным требованиям сооруженный в 1959 году железнодорожный вокзал. Много лет идет речь о его расширении или хотя бы реконструкции. Однако дальше разговоров и обещаний дело не продвигается. Еще одно болит лучанам: с 1997 года сооружается пешеходный переход через пути, который должен был бы соединить Привокзальную площадь с крупнейшим в городе рынком и автовокзалом. С того времени под колесами поездов здесь погибло больше десяти человек. Когда завершится долгострой, в городе никто не знает. Досадно, но руководство Львовской железной дороги, как когда-то министерство транспорта довоенной буржуазной Польши, безразлично к проблемам главного города Волыни.

История железной дороги в Луцке короткая — каких-то 117 лет. Но это время было насыщено многими событиями. Помнит старый луцкий вокзал и опьяненных революционными событиями 1917 года солдат, и волынян, эмигрировавших в 20—30-е годы в Канаду, Аргентину, Уругвай, и горький плач юношей и девушек, которых вывозили в рейх для подневольной работы, и взрывы бомб в 1944 году в только что освобожденном Луцке. Потом были эшелоны с репрессированными. Уезжала отсюда и волынская молодежь на восстановление шахт Донбасса, освоение целинных земель. У каждого жителя города есть и приятные, и грустные воспоминания, связанные с железнодорожным вокзалом. Песня Анатолия Горчинского «Троянди на пероні» тоже о нем. Написал ее композитор в 60-е годы в Луцке, когда работал режиссером местного облмуздрамтеатра, на слова известного волынского поэта, тоже лучанина, Александра Богачука.

На пероні, на люднім пероні,

Де розлуки і зустрічі плачуть,

Хтось розсипав троянди червоні,

І здається, ніхто їх не бачить.

А троянди, а троянди

До людей пелюстками кричать:

«Ми не квіти, ми — кохання,

А кохання не можна топтать...»

...Давно уже отгудели паровозы, не слышно медных станционных колоколов, отправлявших в дальний и близкий путь поезда. Но мелодия железной дороги всегда живет в перестуке вагонных колес. И сегодня, как когда-то в юности, вспоминаю ее, садясь на луцком вокзале на киевский поезд.

Волынская область.

На снимке: вокзал железнодорожной станции Луцк сегодня.

Фото автора и из архива Игоря ПАСЮКА.