На днях состоялось вручение премий имени Николая Лысенко. Одним из ее лауреатов стал Киевский муниципальный камерный хор «Крещатик». «Это, может быть, мое последнее выступление», — сказала накануне вручения директор и основатель хора Лариса Бухонская. Причина — конфликт с киевскими властями из-за строительства центра хорового искусства.

Премия имени Лысенко — одна из многих наград этого коллектива. Хор «Крещатик» является лауреатом Гран-при VІІ Международного конкурса в городе Слайго (Ирландия, 1994), ІІІ премии XVІІ Конкурса им. Б. Бартока в городе Дебрецен (Венгрия, 1996), І премии в фольклорной программе на І Конкурсе им. Ф. Мендельсона-Бартольди в Даупфетале (Германия, 1996), ІІ премии XXІ Конкурса церковной музыки в Хайнувце (Польша, 2002). Естественно, для полноценной работы хористам нужны нормальные условия, прежде всего помещения. Директор хора Лариса Бухонская не ждала манны небесной от власти. Сама нашла инвесторов, которые согласились построить дом на улице Студенческой, 10, где разместились бы концертный зал, офисные помещения и служебные квартиры для участников хора. А инвестор получил бы остальное. Однако вместо благодарности за то, что хор сам пытется решить свои проблемы, городские власти, по мнению Ларисы Владимировны, пытаются устранить ее с должности.

Как говорит Лариса Бухонская, на одном из «рандеву» с чиновниками из КГГА ей заявили, что у нее нет высшего строительного образования (еще бы! Откуда у директора хора строительное образование?), и потому предложили ввести в «Крещатике» должности директора и художественного руководителя. При этом Ларисе Бухонской отвели, конечно же, вторую должность. Она считает, что введение такого «творчески-строительного двоевластия», во-первых, противоречит «Типовому положению о коммунальных заведениях театрально-зрелищной культуры», которое предусматривает единоличное руководство. Во-вторых, остальным семи подобным коллективам Киева ввести такое двоевластие не предлагают. И наконец, в-третьих, хор «Крещатик» — это дело жизни Ларисы Бухонской. Почему она должна отдавать руководство хором в чужие руки?

Ответ на эти вопросы — паталогическая любовь к земле новых киевских властей, особенно к той, что в центре столицы. «Если мне не разрешат построить центр и будут настаивать на введении двух руководящих должностей, я просто уйду», — сказала Лариса Бухонская перед тем, как получила премию имени Николая Лысенко.

Однако дело даже не в этом вынужденном демарше. А в том, сможет ли хор со «строительным» директором развиваться и завоевывать новые награды.