Ажиотаж вокруг возможного проведения в Украине досрочных парламентских выборов не только не стихает, но в последнее время даже набирает новых оборотов.

О возможности проведения указанных выборов идет речь и в среде оппозиции, и в среде правящей коалиции в парламенте. На реальность такого развития событий сегодня достаточно прозрачно намекает и Президент Украины, который решил поддержать оппозиционные силы в их стремлении о проведении упомянутых выборов. В эту дискуссию активно включился со своими оценками и многочисленный отряд политологов. Но пока почему-то мало кого из них интересует правовой аспект этой проблемы, то есть возможность при действующей нормативно-правовой базе провести внеочередные выборы в Верховную Раду Украины.

Автор этого материала попытался внимательно проанализировать состояние законодательного обеспечения проведения указанных выборов и высказывает свои профессиональные соображения по этому поводу.

Прежде всего хотел бы напомнить нашим читателям, что в соответствии со статьей 77 Конституции Украины внеочередные выборы в Верховную Раду Украины назначаются Президентом Украины и проводятся в период шестидесяти дней со дня опубликования решения о досрочном прекращении полномочий Верховной Рады Украины.

Порядок проведения этих выборов регулируется Законом Украины «О выборах народных депутатов Украины» от 7 июля 2005 года. В этот закон были внесены изменения 17 ноября этого же года и еще трижды в 2006-м (19 января, 9 февраля и 14 марта), то есть во время последних выборов народных депутатов Украины. В соответствии с частями третьей и четвертой статьи 16 указанного закона внеочередные выборы народных депутатов проходят в последнее воскресенье 60-дневного срока со дня опубликования Указа Президента Украины о досрочном прекращении полномочий Верховной Рады Украины, изданного согласно Конституции Украины. Избирательный процесс внеочередных выборов депутатов начинается со дня, следующего после дня опубликования этого Указа Президента Украины.

Анализ приведенных положений закона дает основания считать, что продолжительность периода времени от начала избирательного процесса и до дня выборов, совпадающего с днем голосования, будет составлять (с учетом требований статьи 17 закона) меньше 60 дней. Даже в идеальном случае —если последний день 60-дневного срока со дня опубликования вышеупомянутого Указа Президента Украины будет выпадать на воскресенье — продолжительность упомянутого периода будет 59 дней. Во всех других случаях эта продолжительность будет колебаться от 53 до 58 дней (учитывая день опубликования Указа Президента Украины и количество дней в определенных месяцах).

Итак, все избирательные процедуры соответствующих этапов избирательного процесса внеочередных выборов депутатов от его начала и до дня выборов должны состояться в лучшем случае в период времени продолжительностью от 59 до 53 дней — в худшем случае.

Особенности подготовки и проведения внеочередных выборов народных депутатов Украины в указанном законе регулируются лишь одной статьей 102, которая состоит из 12 частей. К сожалению, положениями этой статьи урегулированы только вопросы, касающиеся порядка: создания избирательных округов, участков, избирательных комиссий; выдвижения и регистрации кандидатов в народные депутаты Украины; изготовления информационных плакатов; утверждения формы и текста избирательного бюллетеня.

Кроме того, указанная статья закона содержит бланкетные положения о порядке составления списков избирателей (то есть в самом избирательном законе порядок не установлен, а лишь есть ссылка на другой закон).

Таким образом, можно прийти к выводу, что во время решения других вопросов подготовки и проведения внеочередных выборов, кроме тех, которые урегулированы статьей 102 закона, должны применяться положения закона, регулирующие вопросы подготовки и проведения очередных выборов.

Тем не менее, внимательно проанализировав указанный закон и внесенные в него изменения, отметим, что далеко не все другие его положения при подготовке и проведении внеочередных выборов могут применяться. В частности, он содержит немало пробелов, неточностей, разногласий в урегулировании вопросов, касающихся подготовки и проведения внеочередных выборов, несмотря на то, что в него не раз вносились изменения.

Особенно хочется акцентировать на следующих проблемах правового регулирования отдельных избирательных процедур на разных этапах избирательного процесса:

1. Положением части четвертой статьи 102 установлено, что участковые избирательные комиссии создаются по представлению уполномоченных лиц политических партий (избирательных блоков), которые представлены партийными фракциями в нынешнем составе Верховной Рады Украины.

Руководствуясь этим положением, едва ли можно в установленные законом сроки создать участковую избирательную комиссию на судне, которое в день выборов находится в плавании под Государственным Флагом Украины, на полярной станции Украины лишь по представлению уполномоченных лиц политических партий (избирательных блоков). Ведь без помощи капитана судна, руководителя полярной станции уполномоченные лица политической партии (избирательного блока) такие представления сделать не смогут.

Это же касается и создания участковых избирательных комиссий заграничных избирательных участков, право на участие в создании которых на очередных выборах предоставлено еще и Министерству иностранных дел Украины, тогда как при проведении внеочередных выборов такое право ему не дано. При этом законодателем не учтено еще и то, что ни одна участковая избирательная комиссия за границей на очередных выборах не была бы создана, если бы в этом процессе не принимало бы участия указанное выше министерство.

2. В соответствии с положениями частей 8, 10, 11 статьи 102 списки избирателей на обычных, специальных и заграничных избирательных участках составляются и изготовляются в порядке, установленном законом, а уточнение списков избирателей на заграничных избирательных участках проводится в порядке, установленном Законом Украины «О выборах народных депутатов Украины».

Учитывая то, что на сегодняшний день еще нет закона, который регулировал бы порядок составления и изготовление указанных списков избирателей при проведении внеочередных выборов, можно сделать вывод, что вопросы, связанные с составлением и изготовлением списков избирателей, совсем не урегулированы.

Так же остался неурегулированным и порядок уточнения списков избирателей на указанных избирательных участках, поскольку установлено, что уточнение списков избирателей лишь на заграничном избирательном участке проводится в порядке, установленном Законом Украины «О выборах народных депутатов Украины», а о порядке уточнения списков избирателей на других избирательных участках в законе вообще не говорится.

3. В соответствии с частями второй, четвертой статьи 42 форму открепительного удостоверения устанавливает Центральная избирательная комиссия не позже чем за 60 дней до дня выборов, а бланки этих удостоверений изготовляются в количестве двух процентов от количества избирателей, внесенных в уточненные общие списки избирателей, составленные согласно части тринадцатой статьи 40 указанного выше закона.

Тем не менее такой срок для установления Центральной избирательной комиссией формы открепительного удостоверения для участия во внеочередных выборах является неприемлемым, поскольку он, в случае назначения выборов, уже пройдет. А форма открепительного удостоверения, установленная постановлением Центральной избирательной комиссии от 24 января 2006 года № 268, установлена лишь для конкретного вида выборов: очередных выборов 26 марта 2006 года, а поэтому для изготовления открепительных удостоверений для других выборов не может применяться.

4. Положением части девятой статьи 102 установлено, что окружные избирательные комиссии передают по одному экземпляру списка избирателей соответствующим участковым избирательным комиссиям не позже чем за десять дней до дня выборов. В соответствии с частью восьмой статьи 42 закона окружная избирательная комиссия передает вместе со списками избирателей бланки открепительных удостоверений, которые передаются не позже чем за 32 дня до дня выборов. Из приведенного понятно, что указанные положения закона не согласовываются между собой в части срока передачи открепительных удостоверений участковым избирательным комиссиям.

5. Действующим избирательным законом совсем не урегулирован порядок финансирования подготовки и проведения внеочередных выборов народных депутатов за счет средств Государственного бюджета Украины.

Установленный частью второй статьи 49 закона порядок, согласно которому объем средств для подготовки и проведения выборов народных депутатов по представлению Центральной избирательной комиссии предусматривается отдельной строкой в законе о Государственном бюджете Украины, является неприемлемым и не может применяться при финансировании внеочередных выборов,

поскольку в соответствии с частью четвертой упомянутой статьи закона средства на эти цели, предусмотренные Государственным бюджетом Украины, должны перечисляться Государственным казначейством Центральной избирательной комиссии в трехдневный срок со дня объявления о начале избирательного процесса. Такой порядок финансирования может применяться лишь на очередных выборах, конкретный срок проведения которых установлен Конституцией Украины, поскольку Центральная избирательная комиссия может заранее внести указанное представление, а парламент отдельной строкой предусмотреть средства в законе о Государственном бюджете Украины, который принимается в установленном порядке.

6. Не урегулированы в законе и особенности порядка открытия политической партией (избирательным блоком) накопительного счета избирательного фонда, который политическая партия (избирательный блок) обязана в соответствии с частью пятой статьи 51 закона открыть за шестьдесят пять дней до дня выборов, а основанием для открытия этого счета является копия решения Центральной избирательной комиссии о регистрации кандидатов в народные депутаты Украины.

Но в этот срок политическая партия (избирательный блок) никоим образом не сможет открыть указанный счет, поскольку в соответствии с частями пятой и шестой статьи 102 закона выдвижение кандидатов в депутаты на внеочередных выборах начинается лишь на следующий день после опубликования Указа Президента Украины о досрочном прекращении полномочий Верховной Рады Украины и заканчивается за сорок дней до дня выборов, а регистрация кандидатов в народные депутаты заканчивается за двадцать пять дней до дня выборов.

Таким образом, установленный статьей 51 закона срок открытия накопительного счета избирательного фонда политической партии (избирательного блока) может применяться, опять же, при проведении очередных, а не внеочередных выборов, а поэтому в законе следует установить срок, на протяжении которого политическая партия (избирательный блок) обязана открыть этот счет.

7. Положением части шестой статьи 57 установлено, что форма избирательного списка кандидатов в народные депутаты от политической партии (избирательного блока) утверждается Центральной избирательной комиссией не позже чем за сто тридцать дней до дня выборов. Форма избирательного списка кандидатов в депутаты, утвержденная постановлением Центральной избирательной комиссии от 14 ноября 2005 года под №142 в соответствии с требованиями указанного положения, не может применяться на других выборах, в том числе и на внеочередных, поскольку эта форма привязана к конкретной дате: 26 марта 2006 года.

В связи с этим для проведения внеочередных выборов нужно будет установить новую форму избирательного списка кандидатов в народные депутаты, а срок ее утверждения, указанный в части шестой статьи 57, по моему мнению, является неприемлемым.

8. Не могут применяться на внеочередных выборах и положения частей четвертой, пятой, восьмой и девятой статьи 63, предоставляющие право политической партии, которая входила в состав избирательного блока и не позже чем за девяносто дней до дня выборов приняла решения о выходе из его состава, выдвигать кандидатов в народные депутаты в порядке и сроки, предусмотренные законом. Применение этих положений на внеочередных выборах лишит партию, которая выйдет из состава блока еще за месяц до дня назначения внеочередных выборов, права самостоятельно выдвигать кандидатов в народные депутаты.

Поэтому считаю, если политическая партия, которая выходит из состава избирательного блока во время избирательного процесса очередных выборов, не лишена права статуса субъекта избирательного процесса, и в связи с этим может самостоятельно выдвигать кандидатов в народные депутаты, то она не может быть лишена такого права и на внеочередных выборах. Для этого следует установить такой срок выхода ее из блока, который не выходил бы за пределы избирательного процесса на внеочередных выборах.

9. Согласно части четвертой статьи 11 закона избирательный процесс (который на внеочередных выборах составляет 60 дней) включает этап проведения предвыборной агитации. Большинство избирательных процедур этого этапа, которые регулируются разделом VІІІ закона, далеко выходят за пределы избирательного процесса внеочередных выборов и поэтому не могут применяться. В связи с этим законодатель должен был установить особенности их проведения в статье 102 закона, тем не менее эти особенности действующим избирательным законом не урегулированы. Это прежде всего касается сроков:

установления Центральной избирательной комиссией порядка предоставления эфирного времени и печатных площадей за счет и в пределах средств Государственного бюджета Украины, выделяющихся на подготовку и проведение выборов (часть четвертая статьи 68);

установления соответствующими средствами массовой информации расценки стоимости единицы печатной площади и единицы эфирного времени для проведения предвыборной агитации за счет средств избирательных фондов политических партий (избирательных блоков) (часть шестая статьи 68);

отсылка общегосударственными средствами массовой информации установленных расценок стоимости единицы печатной площади или эфирного времени в Центральную избирательную комиссию (часть восьмая статьи 68);

опубликование телерадиоорганизациями всех форм собственности в печатных средствах массовой информации расценок стоимости одной минуты (секунды) эфирного времени (часть первая статьи 69);

составление и отсылка в Центральную избирательную комиссию или окружную избирательную комиссию расписания эфирного времени трансляции предвыборных агитационных теле-, радиопрограмм общенациональными и региональными телерадиоорганизациями государственной и коммунальной формы собственности (часть шестая статьи 69);

определение Центральной избирательной комиссией очередности предоставления политическим партиям (избирательным блокам) —субъектам избирательного процесса эфирного времени на радио и телевидении (часть седьмая статьи 69);

заключение соглашения о публикации в газетах «Голос Украины» и «Урядовий кур’єр», а также в одном из региональных (местных) печатных средств массовой информации государственной или коммунальной формы собственности каждого из регионов предвыборной программы политической партии (избирательного блока) Центральной или окружной избирательной комиссией в соответствующем регионе (часть первая статьи 70);

отсылка редакциями газет «Голос Украины» и «Урядовий кур’єр», а также редакциями региональных печатных средств массовой информации государственной формы собственности, с которыми соответствующие окружные избирательные комиссии заключили соглашения о публикации предвыборных программ политических партий (избирательных блоков) — субъектов избирательного процесса, конкретных дат выхода в свет номеров соответствующих изданий с программами с указанием местоположения этих программ в каждом номере издания (часть вторая статьи 70);

установление Центральной избирательной комиссией и соответствующими окружными избирательными комиссиями путем жеребьевки очередности публикации предвыборных программ политических партий (избирательных блоков) за счет средств Государственного бюджета Украины (часть третья статьи 70).

10. В соответствии с положением части второй статьи 74 официальные наблюдатели от общественных организаций осуществляют наблюдение за ходом избирательного процесса в порядке, установленном Законом Украины «О выборах народных депутатов Украины».

Этот порядок установлен статьей 76 указанного закона, и в соответствии с ним на внеочередных выборах официальные наблюдатели от общественных организаций не смогут наблюдать за ходом избирательного процесса, поскольку общественная организация для того, чтобы осуществлять такое наблюдение, должна не позже чем за 90 дней до дня выборов, то есть еще за месяц до того, как выборы будут назначены, обратиться в Центральную избирательную комиссию с ходатайством о разрешении иметь официальных наблюдателей.

Центральная избирательная комиссия не позже чем за 80 дней до дня выборов уже должна предоставить разрешение или отказать в предоставлении такого разрешения, а за 70 дней до дня выборов — официально опубликовать в газетах «Голос Украины» и «Урядовий кур’єр» перечень общественных организаций, которым предоставлено разрешение иметь официальных наблюдателей на выборах народных депутатов.

Регистрируется официальный наблюдатель от общественной организации окружной избирательной комиссией лишь по представлению общественной организации, получившей разрешение иметь официальных наблюдателей.

Из вышесказанного понятно, что все процедуры, связанные с наблюдением общественных организаций на внеочередных выборах, должны состояться в то время, когда еще вообще неизвестно, будут ли такие выборы назначены.

Следовательно, для того, чтобы официальные наблюдатели от общественных организаций не были лишены права наблюдения за ходом избирательного процесса на внеочередных выборах, в законе необходимо предусмотреть особый порядок их регистрации.

11. Положением части седьмой статьи 102 установлено, что информационные плакаты политических партий (избирательных блоков) — субъектов избирательного процесса изготовляются не позже чем за двадцать дней до дня выборов. В соответствии с частью четвертой статьи 67 эти плакаты передаются соответствующим избирательным комиссиям в этот же срок.

Учитывая то, что на последних очередных выборах народных депутатов Украины было образовано 225 окружных и свыше 30 тысяч участковых избирательных комиссий, для передачи информационных плакатов понадобится больше времени, чем установлено законом, а поэтому необходимо было установить для передачи этих плакатов на внеочередных выборах другой срок.

Изложенное выше свидетельствует о том, что провести очередные выборы народных депутатов Украины на надлежащем организационно-правовом уровне без внесения изменений в Закон Украины «О выборах народных депутатов Украины» невозможно.