Общества конституционного права к политикам и представителям правящих кругов Украины

В декабре 2004 года Верховной Радой Украины были внесены изменения в Конституцию Украины, которые в полном объеме вступили в силу после парламентских выборов 2006 года. Целью конституционной реформы ставилось усиление парламентаризма и переход к парламентско-президентской форме правления, что должно было бы способствовать укреплению демократических основ государственного управления.

Однако реальное введение новой формы правления с первых дней столкнулось с серьезными проблемами, причиной которых стало противостояние парламентского большинства и политических сил, которые поддерживают Президента Украины.

Подобная конфигурация политических сил является серьезным испытанием для государства, тем более что изменения в Конституцию не носили целостного и системного характера.

Так, в Конституции отсутствуют четкие нормы, которые урегулировали бы формирование правительства и его отставку, осуществление Президентом Украины своих конституционных полномочий в сфере внешней политики и национальной обороны. По сути, обновленная Конституция так и не устранила проблему множественности центров исполнительной власти.

По мнению Общества, коренная причина сложившейся ситуации состоит в игнорировании фундаментальных принципов классического конституционализма, который предусматривает верховенство власти народа, подчинение государственной власти народу и ее ограничение. В Конституции не обеспечены принцип верховенства права, четкое распределение властных полномочий.

Несмотря на переход к парламентско-президентской форме правления, не предусмотрены механизмы обеспечения политической ответственности парламента, поскольку действующие нормы практически делают невозможным роспуск неэффективно работающей Верховной Рады.

Недостатком действующей Конституции является, в частности, предусмотренный ее переходными положениями характер избирательной системы, который не обеспечивает реализацию принципов народовластия и по сути ограничивает объем избирательных прав граждан.

Как следствие, возник неминуемый в таких условиях политический кризис, который угрожает потерей государственного суверенитета.

При таких обстоятельствах особое значение приобретает, во-первых, взвешенность политических действий и шагов всех властных учреждений, политических элит Украины, их ответственность за стабильность политического, социального и экономического развития страны, во-вторых, осознание необходимости задач обеспечения стабильности конституционного строя страны, в основе которого должно быть качественно новое видение деятельности государственной власти, ее ограничение конституционными нормами и принципами.

Необходимо сохранить конституционно-правовой статус Президента Украины как главы государства и гаранта Конституции Украины с соответствующим уточнением его полномочий и механизмов их осуществления. Вместе с тем необходимо обеспечить единство и целостность исполнительной власти с целью дальнейшего совершенствования работы государственного механизма, упорядочения организационных принципов политической ответственности парламентского большинства. Необходимо предусмотреть надлежащую политическую ответственность парламента за результаты деятельности правительства, привести избирательные системы на парламентских и местных выборах в соответствие с базовыми нормами Конституции о народном суверенитете.

Все политические силы должны наконец осознать, что только народ имеет право непосредственно, путем всеукраинского референдума, определять конституционный строй в Украине, который закрепляется Конституцией Украины, а также изменять конституционный строй внесением изменений в Основной Закон Украины в порядке, им установленном.

Мы убеждены, что будем услышаны в обществе. Мы ждем от политиков, представителей правящих кругов конкретных и понятных действий, который как можно быстрее выведут государство из конституционного и политического кризиса. Ради этого мы считаем необходимым создать совместную парламентско-президентскую комиссию по отработке обновленного текста Конституции, а на время работы комиссии наложить мораторий на рассмотрение в Верховной Раде Украины каких бы то ни было законопроектов, принятие которых задевает полномочия субъектов конституционной юрисдикции.