События в Донецкой, Луганской и Харьковской областях почти однозначно характеризуются как второй этап реализации Россией стратегического плана разрушения Украинского государства. На мой же взгляд, они имеют такое назначение:

— заставить мир, а заодно и нас переключить внимание с Крыма и забыть о нем как неотъемлемой составляющей Украины;

— убедить международное сообщество в том, что украинцы фактически не являются дееспособными. То есть, что они исторически несостоятельны быть государствообразующей нацией. Как минимум, сформировать у США и ЕС усталость от Украины. Насколько это удается, показательным в этом плане являются высказывания польского профессора Б. Лаговского: «Эта страна воспринимается как провинция...»;

— создать условия для недопущения и срыва президентских выборов, что позволит продолжать гнуть линию об отсутствии легитимной власти в Украине. А следовательно, невозможности полноценного диалога с ней;

— легитимировать претензии России к Украине в виде плана стабилизации ситуации в ней — федерализация, русский язык, внеблоковый статус и конституция, а уже затем выборы президента. Другими словами, пролонгация нестабильности и неопределенности минимум до конца 2014 года (если ударными темпами работать над Конституцией), чтобы убедить западный мир, что решение «украинского вопроса» возможно лишь на основе российских подходов. И поставить Украину перед выбором: или она действует по этому плану, или гражданская война. Не исключено, что одновременно демонстрируется возможная «перспектива» для ряда постсоветских стран.

Украина поставлена перед сверхзадачей: противодействовать ненасильственными методами наступлению на нее и удерживать разваренное общество и разочарованных людей на стороне государства. Причем реализовывать ее, имея в основном только морально-политическую поддержку мира.

Под давлением мировых СМИ и общественного мнения такая поддержка пока сводится к известному уровню санкций в отношении России и ее представителей, призывам проявлять максимум сдержанности и искать компромиссы. В последнее время евросоюзовские руководители уже на первый план начали ставить вопрос о первостепенности для Украины конституционной реформы без волокиты, поиска взаимопонимания со всем населением — от Востока до Запада, необходимости учета регионального многообразия и т. п. (Кетрин Эштон). Американская сторона, по сообщениям СМИ, уже также осуществляет шаги с целью побуждения Киева «к организации общенационального внутриукраинского диалога с целью нормализации ситуации на юго-востоке Украины, обеспечить действительно представительный характер конституционной реформы». То есть «российский пакет» постепенно (по частям) находит поддержку со стороны США и ЕС. Но мир все еще не «пробивает» то, что сегодня поставлена под угрозу вся система безопасности.

Очевидно, что Европа опасается осложнений, поскольку в таком случае им уже будет тяжело (учитывая позиции общественности) обходиться призывами и морализаторством относительно России. Впрочем, если говорить серьезно, а что могут сделать ЕС и США в этой ситуации. Единственное возможное реальное действие — реальная финансовая поддержка Украины. Однако с ней, судя по всему, спешить не будут. По крайней мере, до завершения президентских выборов. А это конец июня 2014 года, если все будет проходить в Украине штатно. И кредиты не будут поставлены в зависимость от реформ.

Интересная и красноречивая деталь: проведенный с 28 по 31 марта опрос в США показал, что только один из шести американцев может найти Украину на карте. И эта безграмотность связана с политическими преимуществами: чем дальше от реального местонахождения страны респонденты, тем больше они хотят, чтобы США вмешались в ситуацию с помощью военной силы.

Таким образом, Украине надо собраться, сосредоточиться и опереться на собственные силы. А для начала навести элементарный порядок в государстве, дать людям ощущение защищенности и успокоить их. Кстати, на президентских выборах победит тот, кто вселит в общество спокойствие, гарантирует восстановление закона. Каждый день продолжение любования тем, что происходит в центре Киева, — это каждый день потери государственности и увеличение приверженцев тех, кто именуется сепаратистами.

Энергию власти, которая в значительной степени тратится на апелляции к миру и эмоциональные возражения поведения России, необходимо направить на выработку и реализацию разумной государственной линии. Можно сколько угодно критиковать российский пакет относительно Украины, и это будет правильно. Однако нужно определить и выставить свой пакет. А дальше делать все для обеспечения его поддержки со стороны международного сообщества. Иначе усталость от Украины будет оборачиваться благосклонностью к «инициативам» РФ.

Мне кажется, что в «украинский пакет» могли бы, в частности, войти такие позиции:

— обретение Украиной статуса нейтральной страны, который получает международное признание. А также подкрепляется тем, что Будапештский меморандум приобретает измерение международно-правового обязывающего характера. К сведению оппонентов: США и Германия четко дают понять, что Украина в обозримой перспективе не может рассчитывать на членство в НАТО;

— проведение общеукраинского референдума по вопросам статуса Крыма, государственного устройства, организации власти на местах, унитарной децентрализации государства, повышения статуса русского языка и языков национальных меньшинств в местах их компактного проживания и, возможно, другим проблемам;

— результаты всеукраинского референдума о Крыме должны быть признаны РФ. Они могли бы стать «коридором» для отступления России. Демилитаризация Крыма. Не стоит исключать и обсуждение особого статуса г. Севастополя в составе Украины;

— оставление за Украиной ее собственности, за исключением коммунальной, принадлежащей АРК и Севастополю. Вариант: оценка этой собственности и выкуп ее РФ. Попутно отмечу: в связи с Крымом правоведы из США задают вопрос, а не предусмотреть ли в международном праве механизм для выплаты денег Украине? Правда, по их мнению, существует ряд проблем, связанных в том числе с тем, что торговля территориями превратит людей и суверенитет в товар;

— принятие Верховной Радой конституционным большинством до президентских выборов решения о ключевых принципах, которые должны быть в законе относительно изменений в Конституцию Украины. Это в значительной мере исключает конфликтные сценарии, неизбежно возникающие у нас после избрания главы государства;

— введение «нулевого» варианта (освобождение от уголовного преследования) для всех участников акций протеста (на момент утверждения этого пакета), немедленное полное реальное разоружение незаконных формирований и отдельных лиц;

— исправление кадровой политики с учетом необходимости присутствия в Кабинете Министров и на уровне областей представителей всех регионов Украины.

Предложенное — это только предложения к определению линии поведения Украины в момент, когда решается ее судьба. Крики как проявление патриотического долга уже не помогут. Украинские власти, особенно парламентское большинство, уже должны осознать, что они — не оппозиция, и несут полную ответственность за страну, ее целостность и безопасность.

Народный депутат Украины Владимир ЛИТВИН.