Специалисты Счетной палаты завершили аудит эффективности использования субвенции из государственного бюджета местным бюджетам г. Киева и Киевской области на частичное возмещение стоимости лекарственных средств для лечения лиц с гипертонической болезнью, которым был охвачен период 2012--2014 годов. По рассмотрению его результатов Коллегия Счетной палаты пришла к выводу: механизм предоставления этим больным возможности приобретения лекарств по сниженным ценам  -- неэффективен.

Это подтверждено рядом фактов. Прежде всего тем, что снижение стоимости лекарственных средств для каждого больного гипертонией было незначительным. По расчетам, в среднем за год оно составляло в г. Киеве -- 22 грн., Киевской области -- 19 гривен.

Во-вторых, к пилотному проекту, в рамках которого осуществлялся отпуск больным гипертонией лекарственных средств по сниженным ценам согласно постановлению Кабинета Министров Украины от 25.04.2012 # 340, были привлечены преимущественно коммунальные заведения здравоохранения. Субъектов хозяйствования, которые имеют в составе аптечные заведения, к пилотному проекту привлекли также недостаточно. Как следствие -- 700 тысячам пациентов заведений здравоохранения всех форм собственности вышеназванных регионов (из 1,2 млн. человек, находившимся на учете), вообще не удалось воспользоваться преимуществом приобретения лекарств по сниженным ценам.

В-третьих, с субъектами хозяйствования, которые реализовали лекарственные средства по сниженным ценам в г. Киеве по состоянию на 01.01.2015 не проведены расчеты на 4,6 млн. гривен. Источники возмещения этой задолженности ни в государственном, ни в городском бюджете г. Киева не определены, потому что реализация пилотного проекта в 2015-м и следующих годах не предусмотрена. Ситуация, которая возникла, создает риски привлечения к участию в других социальных проектах (таких, как обеспечение больных инсулином) субъектов хозяйствования разных форм собственности, которые занимаются розничной торговлей лекарственными средствами.

Кроме того, департаментами здравоохранения Киевской городской и Киевской областной государственных администраций, которые были главными распорядителями субвенции на местных уровнях, допущены отдельные нарушения требований нормативно-правовых актов в этом направлении. В результате не было освоено и возвращено в государственный бюджет 6,4 млн. грн. из выделенных 36 млн. грн., что свидетельствует о неэффективном управлении средствами субвенции.

Причина вышеуказанных недостатков -- необеспечение в полном объеме Министерством здравоохранения Украины(далее -- Минздрав) вместе с департаментами здравоохранения организационных мер пилотного проекта, который внедрялся в 2012--2014 годах. Как следствие -- социальный эффект в г. Киеве и Киевской области от реализации пилотного проекта, целью которого было удешевление лекарств для больных гипертонией, оказался незначительным.

Коллегия Счетной палаты отметила, что форма предоставления финансовой помощи гражданам, которые страдают гипертонической болезнью, нуждается в усовершенствовании, в частности, в направлении введения предоставления больным из числа наиболее социально незащищенных категорий населения адресной помощи. Соответствующие рекомендации даны Минздраву, а также Киевской городской и Киевской областной государственным администрациям. В частности, как сообщил заместитель Председателя Киевской городской государственной администрации Михаил Радуцкий, который занимается сферой здравоохранения столицы, механизм компенсации стоимости лекарственных средств малообеспеченным киевлянам планируется заложить в "Картку киянина".