Фирменный комфорт в фирменных поездах


Первая электричка из Луцка прибывает в Ковель без четверти семь. В это время на вокзале уже людно. Кто-то только что приехал, кто-то ждет свой поезд, а кто-то, как я, просто убивает время, чтобы утренним визитом не беспокоить хозяев. Поэтому каким было мое удивление, когда выяснилось, что начальник пассажирского вагонного депо Александр Стречен в эту предрассветную пору был уже на работе. Более того, через несколько минут уже ждал меня на привокзальной площади за рулем авто.
— Знаете, мне кажется, что никогда не ухожу с работы, — улыбается, отвечая на мой вопрос относительно соблюдения распорядка дня. — Представьте ощущения руководителя, который отправил в дорогу тысячи людей. Ведь нет ни минуты, чтобы снаряженные нами поезда не находились на маршрутах. Отвечаем за все: безопасность движения, потому что вагоны мы обслуживаем и ремонтируем, культуру работы с пассажирами, ведь бригады проводников тоже наши. Ныне в депо работает почти полторы тысячи человек, из них в резерве проводников — 553.
Слушая руководителя депо, вспомнил, что неоднократно слышал от знакомых, да и сам убеждался: в фирменных поездах «Волынь» Ковель—Москва, «Свитязь» Ковель—Киев, «Голубые озера» Ковель—Одесса, «Лесная песня» Ковель—Новоалексеевка (раньше Симферополь), а также в недавно созданном Ковель—Тернополь пассажиры чувствуют себя комфортно. Прежде всего потому, что обслуживают их высокопрофессиональные бригады проводников, а также потому, что в вагонах уютно, что находятся они в прекрасном техническом состоянии, что постельное белье чистое, отутюженное и пахнет свежестью. Поэтому прежде чем покинуть вагон, мы обычно не забываем поблагодарить людей, которые создали нам в дороге хорошее настроение. Уточним: все эти маршруты обслуживает коллектив пассажирского вагонного депо Ковель.


Объединились во время распада


Как структурное подразделение Львовской железной дороги депо действует лишь с 1993 года. Организовано оно на основе созданного в 1986-м Ковельского пассажирского вагонного участка, а также местного грузового вагонного депо.
— Это был тяжелый период для железнодорожников, — вспоминает Александр Стречен. — 1993 год, полувагоны стали никому не нужны. Разделили их на Россию, Беларусь, Казахстан. Резко сократились перевозки, и стало понятно: восемь грузовых вагонных депо для Львовской железной дороги много. Начались массовые сокращения. Именно тогда и было принято своевременное и очень правильное решение: превратить грузовое депо в пассажирское.
Правда, процесс этот проходил не спонтанно. Пассажирский вагонный участок, который в конце 1987 года возглавил Александр Стречен, целенаправленно, на перспективу, развивался. В 1989-м была проведена масштабная реконструкция его хозяйства: построены подъездные и экипировочные пути, новый пункт отцепочного ремонта пассажирских вагонов, мастерские, гаражи. В 1992 году была введена в эксплуатацию вагономоечная машина, а на станции Мацеев создан стиральный цех.
Поэтому когда 14 мая 1993-го состоялось объединение с грузовым вагонным депо, пассажирский вагонный участок уже имел серьезную производственную базу. Сразу же после этого слияния, всего за несколько месяцев, без значительных капиталовложений в депо собственными силами провели реконструкцию ремонтных цехов. Учитывая специфику ремонта пассажирских вагонов, создали новые подразделения: участок ремонта тележек пассажирских вагонов, редукторно-карданное отделение, ремонта гидравлических гасителей колебаний, аккумуляторное, открыли цех по ремонту электрооборудования пассажирских вагонов.


Вторая жизнь старых вагонов


Вместе с начальником депо, заслуженным работником транспорта Украины Александром Стреченом, мы побывали в большинстве цехов и отделений предприятия, в частности таких специфических, как деревообрабатывающий цех, отделение по литью деталей из пластмасс, отделение по изготовлению унитазов из нержавеющий стали... Заходим в один из купейных вагонов поезда, который несколько часов назад вернулся из Киева.
— В 2000-м нашему депо было поручено проводить капитально-восстановительные ремонты вагонов по технологии польских железнодорожников, — объясняет Александр Стречен. — Этот вагон был один из первых, которому мы дали вторую жизнь. Посмотрите: прошло пятнадцать лет, а как хорошо и уютно он выглядит внутри. Какая обшивка, какой пол! Говорили: порежут, порисуют. Ничего подобного. Где чистота, порядок и комфорт, человек тоже ведет себя соответственно.
Мне довелось видеть эти вагоны до ремонта. Иначе как грудой металлолома их назвать было нельзя. После вмешательства местных мастеров стали красавцами.
Депо, без сомнения, — это настоящий ремонтный завод. Среди оборудования есть вещи воистину уникальные. Это, в частности, токарный станок еще времен гитлеровской Германии, привезенный в Советский Союз в послевоенный период по репарации. Ему уже восьмой десяток, а работает как часы. В механическом цехе Александр Иванович показал мне еще один уникальный токарный станок.
— Выменял его на металлолом, — и, уловив мой удивленный взгляд, объясняет: — В 1990-х на многих предприятиях массово сдавали работающее оборудование на металлолом. Как-то позвонили мне приемщики (есть и среди них порядочные люди) и говорят: «Есть хороший станок, можем обменять на какой-то металлический хлам». Он тоже работает у нас уже два десятилетия.
Ковельское депо, наверное, единственное в Украине, где выполняют все виды ремонтов пассажирских вагонов, в частности и восстановление купейных. Без новейшего оборудования этого сделать нельзя. Поэтому большинство станков, механизмов, контрольно-измерительных приборов здесь современные. В частности здесь есть установка для порошкового напыления металлических поверхностей, металлический структуроскоп для определения степени старения металлических конструкций и множество других новинок. Депо приобрело также пресс усилием 160 тонн, который позволяет изготовлять большое количество деталей для ремонта вагонов. Отметим, сегодня в кузнечно-механическом цехе продуцируются собственными силами 240 наименований деталей из металла.


Открыли прямую дорогу в Европу


Рассказывая о депо, нельзя не упомянуть о еще одном его объекте. Это введенный в эксплуатацию в 1995 году пункт перестановки вагонов с узкой европейской на широкую отечественную колею на пограничной станции Ягодин. Раньше поезда в Польшу и Германию ходили лишь через Брест, где за замену колесных пар приходилось рассчитываться валютой, увеличивалось расстояние и время пребывания в дороге. Для Украины на то время создание такого пункта стало настоящим революционным шагом.
— Начали его строительство в декабре 1994-го, а уже в мае 1995-го сдали в эксплуатацию, — вспоминает событие двадцатилетней давности Александр Стречен. — Поехали сюда на открытие: голое поле, забетонированная площадка, домкраты выставлены, вагончики стоят, чтобы людям было где переодеться, помыться. Сумел доказать всем, что надо строить капитальные сооружения. И уже при открытии заложили фундаменты, чтобы со временем можно было ставить колонны и соответственно уже ничто не мешало движению поездов. И потом шло строительство этого 250-метрового ангара, санитарно-бытового блока, и никакой задержки в движении не было.
Мало кто знает, что вагоны-автомобилевозы для скоростных поездов «Столичный экспресс» тоже модернизировали в Ковеле. Вообще кажется, что нет такой задачи, которую было бы не по силам выполнить работникам депо.


У железнодорожников надежный руководитель


В кабинете Александра Стречена одна из стен почти полностью завешена многочисленными дипломами и грамотами, которыми отмечено депо за успехи в работе. Есть здесь награды еще бывшего министерства путей сообщения СССР, «Укрзалізниці» и, конечно, Львовской железной дороги. В последнее время добавилась к ним благодарность от руководителей АТО за помощь украинским воинам. Чего только стоит 40-тонный контейнер, переоборудованный железнодорожниками под теплое и уютное фронтовое жилье сразу для шестнадцати бойцов. Командующий войсками оперативного командования «Север» генерал-лейтенант И. И. Колесник отметил в благодарности творческий подход к делу, изобретательность работников депо.
Говоря об успехах пассажирского вагонного депо Ковель, было бы несправедливо не отметить роль в этом его бессменного руководителя Александра Стречена.
Пройдя путь от слесаря по ремонту подвижного состава, смотрителя вагонов до руководителя передового в сфере предприятия, кстати, на эту должность его избрал коллектив (было когда-то и такое), Александр Иванович пользуется неоспоримым авторитетом в депо и городе железнодорожников. Его избирали депутатом областного и Ковельского городского советов, он заслуженный работник транспорта Украины, награжден знаком «Почетный железнодорожник». Но главное — это уважение людей, их вера в честность и профессиональность своего руководителя.
Каждый день отправляются в дорогу поезда, которые обслуживает пассажирское вагонное депо Ковель. Будьте уверены: путешествие в них не испортит вам настроения.
Ковель
Волынской области.

 

Фрезеровщик Валерий Горбач работает в депо уже пятнадцать лет.

 

Этому станку-ветерану уже более 70 лет.

 

Начальник депо заслуженный работник транспорта Украины Александр Стречен.

 

 


Фото автора.