С 1 мая вступает в силу Постановление КМУ «Об усовершенствовании порядка предоставления жилищных субсидий» от 28 февраля под №106, которым вводится упрощение системы получения субсидий: на основании Заявления и Декларации о доходах и расходах, бланки которых все потребители коммунальных услуг должны были получить до 15 апреля.

Кто может получить субсидию


За субсидией обращается один из членов семьи, на которого открыт лицевой счет на оплату коммунальных услуг по месту проживания.
Помощь назначается, если сумма расходов на коммунальные услуги (в пределах социальных норм) превышает обязательный платеж за услуги ЖКХ. Обязательный платеж для каждой семьи является индивидуальным и зависит лишь от количества членов семьи и их доходов. Ориентировочный размер обязательного платежа смотрите в таблице ниже.
Например, если ваша семья состоит из 3 человек, а доход в месяц на одного человека — 2 тысячи гривен, то согласно таблице обязательный платеж за коммунальные услуги составляет 765,3 гривни. В том случае, если семья платит за коммунальные услуги 965,3 гривни в пределах норм потребления, то субсидия будет составлять 200 гривен (965,3 - 765,3 = 200).
Правительство оставило лишь одно ограничение, препятствующее начислению субсидий: если кто-нибудь из зарегистрированных в жилом помещении лиц на протяжении 12 месяцев перед обращением за назначением субсидии осуществил покупку, превышающую 50 тысяч гривен.


Практические аспекты заполнения декларации


Наверное, едва ли не больше всего вопросов у простого украинца возникает во время заполнения Декларации о доходах и расходах. Сложности бывают с заполнением Раздела ІІ Декларации, где необходимо указать информацию о всех видах доходов, которая и будет главнейшим критерием для определения размера субсидии. Итак, в Декларации отмечаются все легальные доходы: заработная плата, пенсия, помощь при рождении ребенка (кроме ее части, выплата которой осуществляется единовременно), денежное обеспечение, алименты, выплаты согласно условиям гражданско-правового договора, доходы от предпринимательской деятельности, сдачи имущества в аренду, от продажи имущества и неимущественных прав, сельскохозяйственной продукции, дивиденды, проценты от размещения депозитов и другие доходы, подлежащие налогообложению.
Важно, что указывать нужно «чистый» доход, то есть без учета налогов.


Период, за который указываются доходы


В случае обращения за назначением субсидии в І квартале года, учитывается среднемесячный доход за первых 9 месяцев предыдущего года.
По желанию граждан, в случае подачи ими справок о доходах, учитывается совокупный доход, полученный на протяжении 6 месяцев, предшествующих дню обращения.
В других случаях доходы отмечаются за предыдущий год (то есть за весь 2014 год, без учета доходов за 2015-й).


Время решения вопросов о назначении субсидии


Решение о назначении (неназначении) субсидии принимается в течение десяти дней после подачи заявления и получения сведений. Это будет происходить в случаях, если вопрос о на-
значении субсидий не потребует отдельного решения комиссией.
Обратите внимание. Структурные подразделения по вопросам социальной защиты населения имеют право (а не обязанность) делать за-просы в Фискальную службу, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, высшие учебные заведения, фонды социального страхования. Отсутствие обязанности проверять правильность сведений, указанных в Декларации перед моментом назначения субсидии, позволяет этим органам начислить такую помощь. Всю ответ-
ственность за правильность заполнения Декларации государство переложило на граждан. Однако Декларацию вы подписываете с замечанием: «...в случае предоставления мной неполных или недостоверных сведений о доходах... обязуюсь вернуть чрезмерно перечисленную сумму субсидии в двойном размере». На протяжении трех лет с момента, когда структурное подразделение социальной защиты выявит ошибочность указанных сведений, оно сможет обратиться в суд о возвращении переизбытка уплаченных средств в двойном размере.


Вопросы, которые задают чаще всего


1. Если в квартире зарегистрированы три человека, а фактически проживают двое, возможно ли в декларации не указывать доходы лица, фактически не проживающего?
На этот вопрос нам ответили специалисты Управления труда и социальной защиты населения Деснянского района г. Киева. Количество фактически проживающих лиц можно отмечать лишь в том случае, если в помещении установлены индивидуальные средства учета (счетчики на свет, воду, газ). В этом случае необходимо вместе с заявлением и декларацией предоставить Справку, которая заверяет факт проживания или пребывания лица в другом месте. Эта ситуация потребует отдельного решения комиссии. Поэтому, заполняя Заявление, обязательно необходимо подчеркнуть, что просите рассматривать комиссию этот вопрос.
2. Необходимо ли обращаться за субсидией тем гражданам, которым она уже была назначена?
Нет, не нужно, денежная помощь будет назначена им автоматически.
3. Имеют ли право на субсидию лица, которые не работают официально и не зарегистрированы в центре занятости?
Ограничение о начислении неработающим лицам, которые не находились на учете в центре занятости, — отменено. На сегодня неработающие лица в Декларации отмечают нулевой доход, который при назначенные субсидии будет автоматически рассчитан как прожиточный минимум для трудоспособного лица — 1218 гривен.
4. Получат ли субсидии лица, арендующие жилье?
В постановлении правительства №106 предусмотрена возможность получения помощи такими лицами. Для этого необходимо предоставить договор аренды жилого помещения, а также переоформить на арендатора лицевые счета по жилищно-коммунальным услугам. На практике у арендаторов могут возникнуть проблемы при оформлении лицевых счетов на себя, поскольку в них отсутствует право собственности на жилье. Как осуществляется оформление и переоформление лицевых счетов на оплату жилищно-коммунальных услуг, мы расскажем в следующих выпусках газеты.
5. Возможно ли оформить субсидию, если лица зарегистрированы в квартире, но не являются собственниками жилья, а сам владелец в квартире не проживает?
Субсидию оформят, если лицевые счета по оплате жилищно-коммунальных услуг открыты на одного из зарегистрированных в квартире. В случае, если лицевые счета открыты на собственника квартиры, то вопрос начисления субсидий будет решать комиссия.


Развенчание мифов


Миф 1. Налоговая, осуществляя в прошлом году неудачные попытки задекларировать все доходы граждан, пытается хитростью получить Декларации, чтобы потом использовать их против людей.
Нереализованное общеобязательное декларирование должно было отобразить все доходы и имущество каждого украинца. Однако основное внимание обращалось на доходы олигархов и зажиточных лиц, поэтому Декларация могла стать элементом влияния на конкретных лиц в будущем. Вместе с тем Декларация о доходах и расходах лиц, обратившихся за назначением жилищный субсидии, не будет содержать сведений ни о земельном участке или другом недвижимом имуществе, ни о транспортных средствах. Поэтому Фискальная служба никак не сможет использовать эти Декларации в будущем. В то же время необходимо учесть, что как раз для правильного указания сведений для назначения субсидии человеку, если он получал доходы из разных источников, скорее всего, придется обратиться в Фискальную службу или Пенсионный фонд для получения справки о доходах, ведь едва ли кто-то знает весь свой заработок за предыдущий год.
Миф 2. Заполненную Декларацию смогут использовать органы Фискальной службы для налогообложения недвижимого имущества.
С 1 января 2015 года были внесены изменения в Налоговый кодекс, среди которых уменьшена площадь объекта недвижимости, подлежащего налогообложению. Однако расчет налога будет осуществляться на основании сведений Государственного реестра вещевых прав на недвижимое имущество, который ведет Регистрационная служба Украины с 1 января 2013 года. Реестр не наполнен, поэтому, чтобы взимать с населения налог, необходимо заставить граждан регистрировать свое имущество. Но в Декларации о доходах и расходах лиц, обратившихся за назначением жилищной субсидии, отсутствует графа, где бы отмечалась информация об имеющемся недвижимом имуществе.


На что действительно необходимо обращать внимание


Субсидия не назначается, если во время выборочного обследования материально-бытовых условий домохозяйства государственным социальным инспектором будет выяснено, что лицо, обратившееся за получением субсидии, имеет дополнительные источники для существования, не указанные в Декларации. Например, сдает жилье в аренду, работает без оформления трудовых отношений в установленном порядке, получает доход от содержания скота, птицы, других животных, доход от народных промыслов, использования имеющейся сельскохозяйственной техники, грузовой машины, микроавтобуса и т. п.
Доход от содержания скота, птицы, других животных толковать можно как угодно. Да и непонятно, как инспектор сможет доказать, что крестьянин получает доход, например, от домашних животных, а не использует их для личного потребления? Но даже если человек получает доход, то в идеале должен бы быть зарегистрирован как физическое лицо-предприниматель, и его доход подлежал бы налогообложению. Еще интересным является момент, как инспектор, исследуя материально-бытовые условия семьи, сможет установить, что человек работает без официального оформления трудовых отношений?
Итак, похоже, что без споров не обойтись. А вот как их будут решать — покажет время.


Наталья ТИТАРЕНКО, юрист.

Таблица размеров оплаты жилищно-коммунальных услуг лиц, ставших участниками Программы субсидий СМОТРЕТЬ >>>