7 июля 2015 года вступила в силу редакция Положения о военно-транспортной обязанности, которым определяется порядок бесплатного привлечения транспортных средств предприятий, учреждений и организаций для нужд армии. Прежде всего в зону АТО необходимы грузовики, автобусы, строительная и другая спецтехника.

Мобилизация продолжается

Действие указанного Положения распространяется на юридических лиц независимо от формы собственности, а также граждан — владельцев транспортных средств. Однако последним волноваться не стоит, поскольку забрать авто у рядовых украинцев будет возможно лишь при условии введения военного положения. Некоторые юристы отмечают, что данное положение противоречит Конституции Украины. Так, статья 41 Основного Закона предусматривает, что принудительное отчуждение объектов права частной собственности может быть применено лишь в порядке исключения по мотивам общественной необходимости, на основании и в порядке, установленных законом, и при условии предварительного и полного возмещения их стоимости. Принудительное отчуждение таких объектов с последующим полным возмещением их стоимости допускается лишь в условиях военного или чрезвычайного положения. На сегодняшний день частную собственность могут иметь не только граждане, но и юридические лица. Согласитесь, тонкая грань между отчуждением собственности и принудительным изъятием с большой вероятностью потери и низкой вероятностью компенсации, в случае уничтожения.

Возьмут только попользоваться

Военные комиссариаты ведут не только учет военнообязанных, но и учет транспортных средств и техники. Информацию о регистрации (перерегистрации), изменении регистрационных данных и снятии с учета транспортных средств и техники органы Госавтоинспекции подают в военные комиссариаты по запросу последних.
Кроме этого, руководители предприятий, учреждений и организаций обязаны предоставлять военным комиссариатам сведения о наличии транспортных средств и техники, их техническом состоянии, а также о гражданах, работающих на предприятиях, в учреждениях и организациях на таких транспортных средствах и технике.
Военные комиссариаты посылают в местные госадминистрации представления, на основе которых готовится наряд, который доводится до сведения руководителей предприятий, учреждений и организаций.
В то же время указанное положение не содержит указания, с какого момента транспортные средства можно считать предназначенными для передачи военным формированиям. Хотя существующая на сегодняшний день судебная практика определяет, что у руководителя юридического лица возникает обязанность передать транспорт с момента принятия решения местной государственной администрацией об утверждении перечня таких транспортных средств.
При изъятии транспортных средств оформляется соответствующий акт, в котором отмечается остаточная стоимость транспортного средства или техники. Скорее всего, при уничтожении такого автомобиля юридическому лицу будут возвращены средства, не превышающие балансовую стоимость, указанную в акте. Хотя перед изъятием транспортного средства за счет и по инициативе юридического лица может проводиться его независимая оценка.

Кто будет возвращать?

Возвращение изъятых транспортных средств и техники осуществляется воинскими частями в течение 30 календарных дней с даты объявления демобилизации через военные комиссариаты, которые осуществили такое привлечение. Руководители юридических лиц, транспорт и техника которых была одолжена, должны будут обращаться к военному комиссариату с заявлением об их возврате.

Компенсация за вред

Вполне возможно, что техника, привлеченная в зону проведения боевых действий, может быть повреждена. А на возмещение убытков, причиненных таким транспортным средствам, имеют право юридические лица коммунальной и частной формы собственности. Об авто физических лиц и государственных предприятий речь не идет. Транспорт государственных предприятий будет списываться с баланса без денежного возмещения.
Интересный момент касается периода возвращения такой компенсации, которая будет осуществляться за счет средств государственного бюджета в течение пяти лет после объявления демобилизации, и возвращения транспортных средств и техники предприятиям, учреждениям и организациям. Если же предприятие, транспорт и техника которого изъяты, и получит определенные средства за причиненный вред, то утраченную выгоду предприятия возвращать никто не будет.
Страхование транспорта тщетно, ведь никакая страховая компания не покроет убытки, причиненные в зоне АТО, ведь боевые действия могут расцениваться как форс-мажорные.

Ответственность за отказ в предоставлении транспорта

В мае прошлого года были увеличены размеры штрафов за нарушение законодательства о мобилизационной подготовке и мобилизации. Теперь граждане вынуждены уплатить за отказ выполнить военно-транспортную обязанность от десяти до тридцати необлагаемых минимумов доходов граждан (от 170 до 510 гривен), а должностные лица — от тридцати до ста необлагаемых минимумов доходов граждан (от 510 — 1700 гривен).
Итак, руководитель юридического лица, при наступлении ситуации, когда государство требует от него выполнить военно-транспортную обязанность, должен принять решение, оценивая ситуацию комплексно. С одной стороны, нет законных оснований для отказа в удовлетворении требований военкомата, а с другой — ответственность за невыполнение таких требований значительно меньше, чем возможные потери, учитывая риск повреждения или даже полного уничтожения транспортных средств в условиях военных действий...
Однако всегда должно оставаться место для патриотизма, готовности пожертвовать имуществом и прибылью на благо государства.

Наталья ТИТАРЕНКО, юрист.