Сначала сообщу «железный» факт: 3 июля с. г. в 8.10 утра на станции метро «Славутич» в Киеве меня, хоть я и предъявил удостоверение «Ветеран труда», серия № 257940, выданное в 2004 году, контролер в присутствии двух милиционеров не пропустила к вагонам, заявив, что мой документ не дает права не бесплатный проезд.


— Предъявите Карточку киевлянина, и я вас пропущу, — сказала она. — А так — покупайте жетон и езжайте на общих основаниях.
Так что меня по сути обвинили в том, что я лезу со своим недействительным документом «куда не положено».


У меня Карточки киевлянина не было. Но, к счастью, имел при себе несколько гривен, поэтому приобрел жетон и, в конце концов, поехал.


А теперь подумаем: что на самом деле произошло? Неужели сыр-бор разгорелся из-за четырех гривен, как кое-кто может подумать? Но перед этим позвольте представиться: журналист, пенсионер, последних 35 лет живу в Киеве. В 1984-м киевские власти наградили меня медалью «Ветеран труда», а 3 июня 1995 года указом Президента Украины я был удостоен почетного звания «Заслуженный журналист Украины». Мой трудовой стаж равен полувеку, мне давненько перевалило за девятый десяток лет.


Когда пришло время, мне выдали пенсионную книжку, а через десятилетие, то есть 5 июля 2004-го Святошинское районное в городе Киеве управление труда и социальной защиты населения вручило документ «Ветеран труда», в котором черным по белому указано: «Удостоверение бессрочное и действительно на всей территории Украины». И еще более крупным шрифтом: 


«ПРЕДЪЯВИТЕЛЬ ЭТОГО УДОСТОВЕРЕНИЯ ИМЕЕТ ПРАВО НА ЛЬГОТЫ, УСТАНОВЛЕННЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ УКРАИНЫ ДЛЯ ВЕТЕРАНОВ ТРУДА». Слава Богу, как говорят атеисты, я еще не разучился понимать прочитанного — в отличие от работницы метро, да и льготы для ветеранов труда тоже вроде бы не отменяли, однако на моей дороге возникло препятствие в виде инициированной новыми киевскими городскими властями Карточки киевлянина.


Очевидно, этот новый документ задумывали с целью ограничить количество желающих покататься на столичном метро бесплатно. Но морально ли закрывать его двери перед ветераном труда не только из Киева, но и любого уголка Украины? Разве Киев уже не их столица? Я, ветеран труда Украины, «инициативу» руководителей столицы понимаю, но оправдать не могу. Ведь с помощью этой карточки упомянутые руководители показывают ветеранам труда страны, что они незначительны, поэтому и в столице нежеланны. Это тот случай, когда политика пасует перед экономикой.


В тот же день в четырнадцатиэтажном доме на Борщаговке, где живу, не работал лифт, а на следующий день в трамвае №1 на остановке «Улица генерала Потапова» только после длительных усилий открылись вагонные двери. Мне кажется, что в этих мини-происшествиях прослеживается тот же знакомый почерк.


Собрался я с силами, посетил Святошинское управление, которое в народе называют по-прежнему собесом. Думалось: Карточка киевлянина — курьез юридический или еще какой-то, пока юристы выяснят суть дела и их решение будет выполнено, пройдет много времени, а мне надо хоть изредка ездить в метро уже сегодня. Поэтому, чтобы сохранить собственные нервы, решил я действовать по старой украинской пословице: «Танцюй, враже, як пан каже!», то есть и себе сделать эту разнесчастную Карточку киевлянина, на которую ревностно молятся работники метро. И что же я увидел в «собесе»? Оба этажа забиты народом в основном преклонного возраста и, по всему видно, не очень высокого достатка. А под дверями кабинета, где рассматривают вопрос о выдаче Карточек киевлянина, стоят, переступая с ноги на ногу, натрудившиеся за долгие десятилетия и потому понурые не меньше десятка человек.

«Сколько той жизни осталось? — спросил я себя. — Неужели и последние дни придется провести в этой безнадежной очереди? Так ведь еще, чтобы попасть в кабинет, надо документы собирать!..»
И пошел я собирать документы, в мыслях желая руководителю Киева прожить долгую и счастливую жизнь, но прежде чем отойти в вечность, с помощью разных бумажек доказывать городским властям, что он — не верблюд, а человек с достойным прошлым.


С уважением, Борис Сидоренко, киевлянин.

 


 

Комментарий юриста


Еще до недавнего времени Законом «Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан преклонного возраста в Украине» для ветеранов труда предполагался льготный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (за исключением такси), на автомобильном транспорте общего пользования (за исключением такси) в сельской местности, а также на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения и автобусах пригородных маршрутов в пределах области по месту проживания.


Однако в указанный выше закон были внесены изменения Законом Украины «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Украины», который «Голос Украины» опубликовал 31 декабря 2014 года. В частности, были лишены льготного проезда отдельные категории граждан, в том числе и ветераны труда. Указанные изменения вступили в силу 1 июня 2015 года.


Отмечу, что ветераны труда благодаря статусу пенсионера фактически продолжают пользоваться правом бесплатного проезда на городском пассажирском транспорте общего пользования (кроме метрополитена), поскольку на них распространяется действие Постановления правительства «О бесплатном проезде пенсионеров на транспорте общего пользования».


Что касается проезда в метрополитене, то Киевский городской совет 28 мая 2015-го принял решение, которым предоставил право бесплатного проезда в «подземке» пенсионерам, зарегистрированным в городе Киеве. Однако льготный проезд с 1 июля 2015 года возможен лишь на основании Карточки киевлянина. Поскольку Киевсовет предоставил право льготного проезда пенсионерам, компенсация такого проезда будет происходить за счет местного бюджета.


Итак, учитывая то, что льгота по бесплатному проеду в метрополитене ветеранам труда была отменена на государственном уровне и предоставлена на местном, пользоваться ею в столице смогут лишь граждане, которые имеют Карточку киевлянина.


Наталья ТИТАРЕНКО.