Проблема законодательного регулирования правового статуса добровольцев долгое время оставалась «головной болью» депутатов. В конце июня 2015 года вошли в силу изменения в Закон Украины «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты». Указанными изменениями бойцов добровольческих формирований, которые принимали непосредственное участие в антитеррористической операции, отнесли к участникам боевых действий. Основным условием получения статуса, который дает право на льготы, является то, что добровольческие формирования, в которых находится боец, должны входить в состав созданных согласно законам Украины воинских формирований или правоохранительных органов.

 

Борьба за признание


Параллельно с указанным законом, а именно 25 июня 2015 года, вступили в силу изменения в «Порядок предоставления статуса участника боевых действий лицам, которые защищали независимость, суверенитет и территориальную целостность Украины и принимали непосредственное участие в антитеррористической операции, обеспечении ее проведения».


Некоторые юристы отмечают, что внесенные правительством изменения в указанный порядок не учитывают особенностей организации деятельности добровольческих батальонов. Ведь основания для предоставления лицам статуса участника боевых действий для добровольцев фактически остались такие же, как и для военнослужащих. В частности, доказать участие добровольца в боевых действиях могут любые официальные документы, выданные государственными органами, которые содержат достаточно доказательств о непосредственном участии лица в выполнении заданий антитеррористической операции в районах ее проведения. Однако, учитывая то, что закон не имеет обратного действия во времени, и то, что добровольческие формирования должны быть присоединены к ВСУ, МВД, Нацгвардии, можно ожидать, что получить документы для оформления соответствующего статуса будет вполне возможно.


В постановлении указано, что командир воинской части (органов, подразделений) в месячный срок после завершения бойцами выполнения заданий антитеррористической операции обязан подать на рассмотрение соответствующей комиссии документы, которые являются основанием для предоставления статуса участника боевых действий. Однако установление такой императивной нормы для командира не подкреплено ответственностью за непредоставление соответствующей информации. В то же время добровольцы имеют право самостоятельно собирать необходимые документы, обивая бюрократические пороги.


Путь пролегает через суд


В случае возникновения проблем с оформлением статуса участника боевых действий или отказа в его предоставлении советуем добровольцам обращаться в суд. Заявление подается по месту жительства с целью установления судом фактов, которые имеют юридическое значение. А именно: участие бойца в боевых действиях. Такие дела рассматриваются в рамках отдельного производства, с предоставлением заявителем всех возможных доказательств, которые бы подтверждали участие бойца в АТО (свидетельские показания, фото-, видеозаписи). После вступления решения суда в законную силу боец может обращаться в соответствующую комиссию с просьбой о присвоении соответствующего статуса.


Судебная практика свидетельствует, что при обращении за установлением факта участия в боевых действиях при надлежащей доказательной базе суды удовлетворяют заявления. Не исключением является и обращение в суд членов семей погибших бойцов, поскольку в дальнейшем такие семьи смогут получить денежную компенсацию и социальные льготы.


А если ранение...


Изменениями в Закон Украины «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты» расширен перечень тех, кто может претендовать на получение статуса инвалидов войны. Кроме добровольцев, такое право предоставили лицам, которые получили ранение в районах антитеррористической операции в период ее проведения, осуществляя волонтерскую деятельность. Важно, что добровольцы имеют право на статус инвалидов войны, даже если формирования, в составе которых они находились, не вошли в состав ВСУ, МВД, Нацгвардии, других воинских формирований или правоохранительных органов.


Основанием для предоставления статуса инвалида войны таким лицам является ходатайство руководителя добровольческого формирования, к которому приобщаются документы, подтверждающие участие лица в антитеррористической операции, справка о выполнении добровольческими формированиями заданий антитеррористической операции и справка медико-социальной экспертной комиссии о группе и причине инвалидности.
Главное юридическое управление Аппарата Верховной Рады Украины в своих замечаниях к законопроекту отмечало, что «законодательством Украины не определен правовой статус добровольческих военизированных формирований, порядок их создания, управление ими, назначение руководителя, его полномочия». Практика покажет, повлияют ли указанные замечания на реализацию руководителями добровольческих формирований тех полномочий, которыми их наделил закон.


Следует вспомнить, что сегодня военнослужащим, получившим в зоне АТО ранение, которое привело к получению инвалидности, выплачивается единовременное пособие согласно постановлению правительства от 25 декабря 2013 года № 975. Важно в каком статусе боец находится в зоне АТО, ведь от этого зависит размер пособия. Однако в указанное постановление не были внесены изменения, касающиеся вопроса выплаты единовременного пособия добровольцам.


Поэтому последние изменения в законодательство способствовали усилению защиты добровольцев, которые воюют на востоке страны. Однако необходимость правового урегулирования упрощения получения добровольцами статуса участника боевых действий не исчезла.


 Наталья ТИТАРЕНКО, юрист.