или Несколько резонных мнений об итогах вступительной кампании

 

Вступительная кампания сего года, пожалуй, как никогда ранее, высветила самые наболевшие места сферы образования. Благодаря возможности широкого доступа к информации по поступлению через Единую государственную базу образования (ЕГБО) каждый мог проанализировать объемы государственного заказа, ход подачи документов, конкурсную ситуацию в отдельных учебных заведениях, по отдельным отраслям и направлениям подготовки и т. п. Более того, конкурсный отбор и обнародование списков, рекомендованных к зачислению в этом году, было проведено фактически за один день. Это, без сомнения, тоже является положительным моментом, поскольку в прошлые годы абитуриенты вынуждены были «челноками» ездить по Украине, чтобы перевести документы из одного вуза в другой. Одно из нововведений вступительной кампании этого года — так называемые приоритеты, которые каждый абитуриент проставлял сам, исходя из собственных вкусов. Без сомнения, эти «приоритеты» помогли провести автоматический отбор и рекомендацию ко вступлению. Однако, как и каждое нововведение, оно оставило ряд вопросов, на которые пока трудно найти ответы.

 

Сначала ввяжемся, а там...


Сама техника проведения автоматического отбора в условиях приема почему-то была прописана лишь двумя-тремя короткими фразами. В пункте 5 раздела XІV «Формирование и обнародование списка поступающих, рекомендованных к зачислению» сказано, что «рейтинговые списки формируются приемной комиссией из Единой базы с учетом приоритетности и обнародуются в полном объеме на веб-сайте высшего учебного заведения». В пункте 1 раздела І объясняется, что «рейтинговый список поступающих — список поступающих по направлениям (специальностям), формирующийся согласно условиям и правилам приема в высшее учебное заведение».


В течение всей вступительной кампании на сайтах вузов постоянно отображались списки абитуриентов и их приоритеты. Однако поскольку списки формировались в порядке подачи заявлений, приоритеты при этом отнюдь не учитывались. Они были учтены лишь 6 августа, во время проведения автоматического отбора. Поэтому, как сработали эти приоритеты, каким был механизм отбора, для большинства участников вступительной кампании все это так и осталось загадкой. В условиях приема относительно этого сказано лишь, что «поступающий будет рекомендован к зачислению по высшему приоритету из числа указанных им во время подачи заявлений, по которым поступающий попадает в число тех, кто может быть рекомендован к зачислению на места государственного заказа».


Но почти сразу оказалось, что отдельные абитуриенты, которые параллельно подавали документы и на получение образовательно-квалификационного уровня «младший специалист», рекомендованы к зачислению одновременно по двум спискам. И это очень удивило приемные комиссии, ведь условия приема должны выполняться для всех образовательно-квалификационных уровней...


В общем, сложилось впечатление, что подлинно механизм автоматического отбора мог знать и понимать только один человек — программист, который писал компьютерную программу этого отбора.


Очевидно, прежде чем прибегать к подобного рода экспериментам, следовало бы предварительно протестировать нововведение в нескольких высших учебных заведениях разного уровня и лишь после этого, внеся соответствующие правки, внедрять в жизнь. Мы же в который раз воспользовались любимым принципом Наполеона: «Ввяжемся в драку, а там посмотрим». А теперь удивляемся количеству неожиданных «сюрпризов»...


«Сюрпризы» от ЕГБО


Рассмотрим результаты вступительной кампании сего года на примере двух направлений подготовки — «6.040203 Физика» и «6.040201 Математика» из области знаний «0402 Физико-математические науки». Давайте, в частности, посмотрим, как формировались и выполнялись объемы госзаказа в университетах Украины, которые готовят бакалавров по этим направлениям.


По данным информационного ресурса www. vstup. іnfo, таких университетов в нашей стране 38. Подавляющее большинство из них готовит учителей соответствующих школьных предметов «Физика» и «Математика».
На протяжении первой недели после начала подачи документов ситуация выглядела более-менее прилично: на физику при объеме госзаказа в 865 человек документы подал 1591 абитуриент, то есть средний конкурс составлял 1,84 человека на одно место госзаказа. На математику при объеме в 1109 человек документы подали 2534 абитуриента, и средний конкурс составлял 2,28. Если сравнивать с прошлогодними тенденциями, это вызвало некоторые опасения, однако была определенная корреляция с уменьшением контингента выпускников школ и результатами ВНО.


Однако начиная где-то с середины дистанции, а особенно — в конце, опасение переросло уже в легкую панику. Хотя конкурс, как ему и полагалось по природе, рос, и темпы его роста не радовали глаз. Приемные комиссии лихорадочно начали прогнозировать по окончании вступительной кампании или выход на объемы госзаказа, или даже небольшой его недобор.


Окончательные результаты приема документов оказались следующими. На физику было подано 3171 заявления, и средний конкурс составлял 3,75; на математику — 4495 заявлений со средним конкурсом 4,22. Как правило, при таких конкурсах государственный заказ выполняют почти все учебные заведения (после незначительной «переброски» мест между направлениями, без изменения общего объема).
Но публикация списков рекомендованных к зачислению в результате автоматического отбора, проведенного ЕГБО, для большинства университетов стала настоящим шоком. По результатам этого отбора из 38 университетов места государственного заказа по физике были заполнены лишь в 5, а по математике — в 17. При этом, в такую ситуацию попали как «рейтинговые» учебные заведения, так и не очень, имеющие большой объем госзаказа, имеющие мизерный. Да и география таких вузов самая разная...


Более того, общая сумма заполненных ЕГБО мест по физике составила 492, что составляло 56,87% от плана приема, а по математике — 940 (84,76% от плана). Для вузов оставалась последняя надежда — «поднять из-под черточки незакрашенных» абитуриентов (то есть допущенных к конкурсу, которые могут быть рекомендованы к зачислению согласно критериям, записанным в условиях приема). Однако оказалось, что в большинстве университетов таких абитуриентов или нет, или они параллельно рекомендованы ЕГБО на образовательно-квалификационный уровень «младший специалист», и ждать призрачного поднятия в рейтинге «бакалавра» эти абитуриенты совсем не намерены.


Перед финишем кампании свою порцию удивления, а то и отчаяния получили «не закрашенные абитуриенты», подавшие в вузы оригиналы документов и надеявшиеся поступить на незаполненные места. Но перед ними, словно грибы после проливного дождя, начали появляться «отбеленные» неизвестно каким средством от «розового цвета» абитуриенты с высшим рейтингом (абитуриенты, зачисленные в другом рейтинговом списке, заявления которых участия в конкурсе не принимают). И в конце концов, окончательное «торжество прозрачности, незаангажированности и объективности ЕГБО»: по госбюджету на первый курс дневной формы обучения по образовательно-квалификационному уровню «бакалавр» на физику зачислено 410 абитуриентов (47,39% от плана), а по математике — 852 (76,82% от плана). Мы пользуемся объемом госзаказа по состоянию на 6 августа. Полностью государственный заказ выполнили по физике только три университета, то есть 7,89%, а по математике — семь, то есть 18,42%. И это те направления подготовки, которые, без преувеличения, были и всегда будут базовыми для экономического и научно-технического развития общества!


Итак, как быть с приоритетами?


В чем же причина такого поражающего недовыполнения, и можно ли было его спрогнозировать и избежать? Чисто механически — конечно, да. Это простейшая задача линейной экстраполяции результатов приема предыдущих лет, с поправкой на демографическую и социальную ситуации в стране.


Но настораживает то, что такая картина наблюдается далеко не по всем направлениям подготовки. Происходит стабильное уменьшение популярности среди абитуриентов физико-математических специальностей, которые готовят учителей. Не помогает даже уменьшение почти всеми университетами до 100 баллов (по сравнению с 124 прошлогодними баллами) требований к сертификатам ВНО по физике и математике.


Однако можете быть уверены: уже с первых дней нового учебного года в соответствующие вузы начнут поступать многочисленные обращения директоров школ, представителей райотделов образования с просьбой направить студентов 5-го или даже и 4-го курсов на рабочие места в школу. Ведь учителей физики и математики в украинских школах катастрофически не хватает (даже в областных центрах), а многие из тех, что сейчас работают в школе, уже пенсионного возраста или близки к нему. И с каждым годом проблема все больше усугубляется.


Именно поэтому удивляет так называемый целевой прием. Казалось, при сложной кадровой ситуации в школе естественно было бы его увеличить, следя при этом за количественным и качественным составом учительских кадров. Но для целевого приема на физико-математические специальности места в учебные заведения или вообще не выделяют, или же планируют лишь одно-два места.


Так, в этом году на первый курс направления подготовки «Физика» только в 11 университетов зачислили 19 «целевиков», то есть 4,63% от числа всех зачисленных. На направление подготовки «Математика» в 22 университета зачислили 53 «целевика», то есть 6,22% от числа всех зачисленных. Создается впечатление, что учителями физики и математики школы полностью укомплектованы по меньшей мере на пять лет заранее, и при этом кадры образовательные не стареют!


Наверное, что-то нехорошо «в нашем королевстве». Ситуация или умышленно не замечается, или же, что хуже всего, не контролируется. Тогда это является свидетельством отсутствия более-менее осознанной кадровой политики.


Однако еще есть надежда, что эту крайне негативную тенденцию в Минобразования наконец заметили. Во всяком случае, об этом свидетельствует интервью господина Квита в эфире одного из телеканалов, в котором он признал низкий уровень знаний абитуриентов по физике и математике.


Но изменятся после этого признания министерские «приоритеты»? Или и в дальнейшем ученики будут изучать физику и математику в школе за два-три часа в неделю? Ведь давно известно: утраченное на ниве образования в течение одного года нужно будет наверстывать как минимум лет десять, поскольку образование имеет значительную меру инерции.


Выход из этой ситуации, по нашему мнению, есть лишь один: присвоить физике и математике первоочередной приоритет. Именно этого требуют современные реалии. Но для этого хотя бы на министерском уровне нужно иметь четкую программу действий на перспективу, четкое осознание того, что будущее страны и ее экономики закладывается сейчас за школьными партами и в университетских аудиториях.


Александр СПИВАКОВСКИЙ, народный депутат Украины,  первый заместитель председателя Комитета Верховной Рады по вопросам науки и образования.

 

Автор статьи на встрече со студентами Херсонского государственного университета и Херсонского национального технического университета.


Фото пресс-службы Александра Спиваковского.