Сохранять и приумножать богатства природы — значит служить Родине и человечеству. Этой благородной цели содействуют ученические лесничества, имеющие свою историю и традиции

 

Школьное лесничество (ШЛ) или ученическое лесничество (УЛ) — это структурное подразделение учебного заведения, которое создается на базе средних общеобразовательных учебно-воспитательных заведений разных типов, внешкольных учебно-воспитательных заведений по общему решению основателей: предприятия лесничества (гослесхоз, межхозяйственный лесхоз, лесопарковое хозяйство, коллективное сельскохозяйственное предприятие, леснические НИИ и т. п.) и администрации учебного заведения (школы, лицея, внешкольных учебно-воспитательных заведений, советы детских и юношеских организаций). Цель — обеспечение потребности школьников в получении знаний, трудовых умений и навыков в области лесоводства, содействие воспитанию сознательного отношения к труду, к охране природы, использование и воспроизводство лесных ресурсов, а также выбору будущей профессии. ШЛ (УЛ) создается лишь в экологически чистых зонах лесов Украины и руководствуется в своей деятельности Положением об ученическом лесничестве общеобразовательных школ и внешкольных учебно-воспитательных заведений (1995 г.), Законом Украины «Об образовании» и Лесным кодексом Украины.


Стимулом к массовому поощрению учеников к охране окружающей среды и восстановлению лесов стал принятый Верховной Радой в 1960 году «Закон об охране природы Украинской ССР». В результате появляются первые ученические лесничества — Слоутское Глуховского района Сумской области и Моквинское на Ривненщине. В 50-е годы XX ст. на территории Луганской области в связи с работами по созданию сети ветропылезащитных лесополос, зеленых зон вокруг промышленных городов школьниками и специалистами были посажены крупные массивы искусственных лесов в лесостепной и степной зонах области. С 1949 года в Кременском районе области работала «Лесная школа», давшая старт созданию сети ШЛ (УЛ) по всей стране. В 70-х годах XX века больше всего ученических лесничеств действовало во Львовской (43), Хмельницкой и Сумской (по 26), Закарпатской (25), Харьковской, Черниговской (по 17) областях; в 1981 в состав ШЛ (УЛ) входили почти 50 тысяч юных любителей природы.


Школьники опекают 7 тыс. га лесных угодий


Сегодня в стране работают почти 453 ученических лесничества, объединяющие 5 тыс. школьников. За ними закреплены 7 тыс. га лесных угодий. 


В сотрудничестве с Министерством образования и науки, Национальным эколого-натуралистическим центром учащейся молодежи, Министерством экологии и природных ресурсов Украины, Государственным комитетом лесного хозяйства Украины члены ученических лесничеств принимают активное участие во Всеукраинских конкурсах «Мой родной край — моя земля» по направлениям «Экспериментальная работа по биологии, продуктивная работа и исследовательская работа в области сельского и лесного хозяйства», «Юный селекционер», «Юный исследователь», «Человек и лес»; трудовых акциях: «Исследовательский марафон», «Сохрани елку», «Биощит», «Будущее леса в твоих руках», «Выращиваем сад», «Посади свое дерево», «День Земли», и т. п.; встречах с ветеранами отрасли, обмене опытом, мастер-классах на Всеукраинских и региональных слетах членов ученических лесничеств.


Работа на закрепленном участке, созерцание результатов восстановления и регенерации леса пробуждают в детях гражданские чувства — чувство творца и защитника материальных благ, без которых невозможна жизнь человека, ответственность за сделанную работу, уверенность в своих профессиональных вкусах и надежду на то, что в скором времени государство сможет положиться на тебя как на профессионала-специалиста лесного хозяйства. Профориентационная работа с учащейся молодежью — одна из важных стратегий не только основателей ученического лесничества, но и деятельности президиума Всеукраинского совета и региональных организаций Общества лесоводов Украины.


Познают основы будущей профессии


Проанализируем деятельность ученических лесничеств на примере Снетинского и Дорогинского — двух из четырех работающих при ГП «Фастовское лесное хозяйство». Члены кружка активно пропагандируют экологические знания и культуру. Дорогинское ученическое лесничество создано в 2004 году и является результатом сотрудничества школы, районного эколого-этнографического центра и Фастовского гослесхоза. 


За 10 лет своей работы почти 100 ребят и девушек получили здесь трудовую подготовку. Из них четверо закончили высшие и средние специальные учебные заведения лесного хозяйства, а шесть избрали профессии, связанные с биологией и экологией, в лесном хозяйстве работают восемь выпускников школы прошлых лет.


 Дети, кроме учебного процесса и получения теоретических знаний по лесному делу, выполняют практическую работу, изучают экологические законы, учатся охранять леса и природу в целом, получают профориентационные знания. Многие из них потом становятся специалистами лесного дела. В течение лишь 2011—2014 гг. в Снетинском ученическом лесничестве, которое насчитывает 25 человек и действует на базе Малоснетинской ООШ І—ІІІ ст., пять бывших выпускников стали студентами высших учебных заведений ІІІ—ІV уровней аккредитации; четыре — І—ІІ уровней; работают на рабочих должностях в лесном хозяйстве четыре выпускника ученического школьного лесничества.


Большую помощь Снетинскому ученическому лесничеству оказывает руководитель лесничества Глабай Виктор Алексеевич. Каждый год весной возле хутора Кончаки кипит робота общего десанта — членов всех четырех ученических лесничеств района, их руководителей, работников лесного хозяйства и гостей — школьников столицы. Высаживают лесные культуры: дуб, сосну, ель.


К работе в ученическом лесничестве Малоснетинской школы, основанном в 2007 году, привлечены школьники 7-11 классов. В школе создан кабинет леса, в котором проводятся теоретические занятия по изучению основ лесничества, природоохранной деятельности и лесовосстановлению; проходят тематические мероприятия, выставки-конкурсы детских работ. Юные лесоводы под руководством учителя биологии, завуча Борисик Галины Владимировны выполняют разные виды работ по лесоустройству, а именно: расчищают квартальные просеки; собирают шишки сосны, желуди дуба черешчатого; заготавливают семена липы сердцелистной; развешивают искусственные гнезда; ведут работу по ограждению, освещению гнезд лесных мурашек; проводят инвентаризацию небольших участков леса; определяют процент деловой древесины в лесу. Члены Снетинского ученического лесничества охотно работают в лесном питомнике на площади 0,4 га: ухаживают за сеянцами лесных культур, «школкой» лиственницы европейской; высеяли 2 тыс. штук желудя в пакеты для выращивания посадочного материала с закрытой корневой системой; семена сосны и ели в контролируемую среду — короба на площади 0,006 га; выполняют необходимые запланированные работы по зеленому черенкованию; опекают лесные культуры на площади 1,3 га; высаживают лес.  Особенно проникаются школьники проблемой усыхания и деградации еловых монокультур, о чем свидетельствуют темы их исследовательских работ: «Мониторинг вредителей сосны обычной», «Лесопатологическое обследование насаждений сосны обычной», «Дереворазрушающие грибы основных лесных пород Фастовского лесхоза (Киевская область)» и т. п.


Воодушевление двадцати членам Дорогинского ученического лесничества дают результаты их работы и большое доверие со стороны директора школы и по совместительству — руководителя ученического лесничества, учителя биологии со специальным образованием «лесное хозяйство» Стукал Нины Ивановны, а также главного лесничего ГП «Фастовский гослесхоз» Прокопюк Леонида Никифоровича и помощника лесничего Коротковой Светланы Николаевны.


На территории лесничества работает охотничье хозяйство «Дорогинское», которому ученики помогают воссоздавать численность кабана, косули, зайца. За членами ученического лесничество закреплены: 4 га лесных культур, лесной рассадник — 0,2 га, дети осуществляют патрулирование на площади — 1400 га, ухаживают за «школкой» декоративных растений площадью 0,5 га. Выращивание посадочного материала способом зеленого черенкования является одним из видов деятельности лесничества. Для укоренения черенков построены теплицы и парники, которые со временем высаживаются в школьный участок питомника.


По итогам 2012 года Общество лесоводов Украины, Государственное лесное агентство в конкурсе на Лучшее ученическое лесничество присудили ему ІІ место среди ученических лесничеств Украины. В этом году научно-исследовательская работа «Рост и плодоношение клонов дуба обычного в условиях Киевского Полесья» Б. Постернака победила на Всеукраинском слете юных лесоводов.


Что готовит им день грядущий?


Задача педагогических коллективов школ и внешкольных учреждений состоит в повышении эффективности и качества организации работы ученических лесничеств, создании оптимальных условий для проведения учебных и практических занятий по лесному хозяйству, организации исследовательской, природоохранной работы, осуществлению допрофессиональной подготовки молодежи.


Много еще вопросов осталось без четкого ответа: будут ли и как будут работать разные трудовые ученические объединения, в том числе ученические лесничества в часы оптимизации сети школьных заведений; по каким программам (желательно с учетом сотрудничества госпредприятий, ученических лесничеств с высшими учебными заведениями как научными учреждениями) будет осуществляться учеба; как интегрировать воспитанников ученических лесничеств в систему беспрерывного лесного образования, в частности прием на бюджетные места в вузы; как превратить каждую школу (особенно в городе) в прекрасный сад с ландшафтным дизайном (и не за средства спонсоров); и еще много вопросов, обсудить которые приглашаю вас на страницах газеты или на сайте Института проблем воспитания НАПН Украины.

 


Татьяна ТАРАСОВА, научный сотрудник Института проблем воспитания НАПНУ, к. п. н.