Прошлая парламентская неделя отметилась абсолютно позорной, по моему мнению, ситуацией с отчетом министра здравоохранения Украины. Рассказывая о своей деятельности в должности министра в течение девяти месяцев, он сказал: «Я эти два месяца работал максимально интенсивно...», «я сделал все, что смог...».

Уверена, что не только политики и чиновники, но и каждый украинец на себе и на своем кармане почувствовал те «изменения», о которых рассказывал министр.
У народных депутатов из его выступления сложилось впечатление, что он абсолютно не видит за собой ни малейшей вины за то, что в украинских больницах, особенно на селе, нет никаких лекарств, вакцин, затратных материалов, за то, что в течение года были закрыты сотни заведений здравоохранения и сокращены тысячи медицинских работников, за то, что люди уже буквально дарят друг другу лекарства на день рождения. И самое главное — за то, что у министра нет никакого плана реформ, никакого видения стратегии выхода украинской медицины из глубокого кризиса.
В декабре минувшего года на заседании Комитета Верховной Рады Украины по вопросам здравоохранения министр сказал, что для реализации реформ в ближайшее время будет внесено 50 законопроектов. Уже спустя некоторое время он заявил о необходимости как можно скорейшего принятия 30 законопроектов.
Но, по факту, в марте мы увидели только законопроект о закупках через международные организации, который был принят только после существенной доработки народными депутатами для исключения коррупционных рисков, в нем заложенных. 
Но по состоянию на сентябрь из-за того, что Минздрав Украины разработал и не принял подзаконные акты, законопроект о международных закупках так и не заработал.
В июле, за несколько дней до последнего пленарного заседания очередной сессии Верховной Рады, Кабмин, по инициативе Минздрава, внес пакет законопроектов №№2309а, 2310а, 2311а, в случае принятия которых, в течение 2016 года Министерство здравоохранения планировало из государственных и коммунальных лечебных учреждений сделать коммерческие предприятия в форме акционерных обществ или обществ с ограниченной ответственностью.
То есть реализовать банальную рейдерскую схему, направленную на приватизацию лечебных учреждений Украины. Я считаю, что наилучшую оценку таким антинародным инициативам министерства дал Комитет Верховной Рады Украины по вопросам здравоохранения, где работают народные депутаты из всех фракций и групп парламента. Народные депутаты — члены комитета проявили высокую государственную позицию и не согласились принимать участие в этой коррупционной схеме. Я подчеркиваю: из 12 народных депутатов — членов комитета эти законопроекты поддержали только двое: Константин Яринич и Ирина Сысоенко.
В своем заключении к представленным законопроектам Главное научно-экспертное управление Верховной Рады Украины отметило: «Преобразование государственного коммерческого предприятия в акционерное общество, где 100 процентов акций принадлежит государству, по обыкновению направлено на приватизацию этого предприятия, то есть является составляющей предприватизационной подготовки».
Но самое циничное, что, несмотря на такую однозначную позицию комитета и аргументированные эксспертные замечания к представленным законопроектам, 
представители Минздрава Украины пытаются перевести ответственность за непринятие «реформы» на народных депутатов, переходя к публичным личным оскорблениям.
Я подчеркиваю, что комитет в этой ситуации выступил как ответственный государственный орган и отказался принимать участие в реализации этой схемы.
Это и есть все результаты работы Минздрава Украины за почти год. Показательно, что за это время была проведенная лишь одна коллегия и лишь раз министр собрал представителей регионов. Министерство так и не назначило ответственного за оказание помощи пострадавшим в зоне АТО — это просто преступление против страны, в которой ежедневно получают ранения и гибнут десятки военных и мирных граждан.
У меня простой вопрос к руководству министерства: чем вы занимались все это время, кроме пламенных выступлений с телеэкранов и страниц газет?
У нас закончились государственные программы по детской онкологии, трансплантации, иммунопрофилактике, сердечно-сосудистой патологии, большинству других направлений. Где проекты новых программ? Как Минфину осуществлять финансирование, если Минздрав их не разработал, если нет планов, нет показателей, нет индикаторов?
Где работа министерства на фармацевтическом рынке? Сегодня украинцы боятся заходить в аптеку, так как ценники на лекарства уже как на ювелирные изделия. За прошлый год цены выросли в 2—3 раза и стали просто недоступныи большинству граждан.
А в это время из-за промедления Минздрава в Украине уже девять месяцев нет руководителя Государственной службы по лечебным средствам и контролю за наркотиками, нет руководителя ГП «Государственный экспертный центр Минздрава Украины». Это означает, что почти год полностью разбалансирована и управляется в ручном режиме система, которая отвечает за качество лекарств, за их регистрацию, контроль производства и обращения, клинические и доклинические испытания. Это прямая угроза жизни и здоровью миллионов украинцев.
А в это время министр с трибуны Верховной Рады эмоционально рассказывает, что ему не давали работать. Кто ему не давал работать? Именно народные депутаты доработали и поддержали законопроект о закупках через международные организации, а Министерство здравоохранения провалило его реализацию.
Других инициатив, кроме приватизации больниц, у Минздрава не было.
А в это время:
Огромное количество новорожденных детей так и остались не привитыми вакциной БЦЖ, и это при эпидемии туберкулеза с 1996 года. Сейчас министерство планирует вакцинировать миллионы украинских детей вакциной против полиомиелита, поставленной по линии ЮНИСЕФ за деньги канадского правительства. Но мы абсолютно не уверены в качестве этой вакцины, не имеем достоверной информации о том, как она транспортировалась, поддерживалась ли холодовая цепь, как она хранилась на складах
Абсолютно недопустимы факты ненадлежащего выполнения министерством программы лечения граждан Украины за границей. 20 августа Комиссия по расследованию деятельности Министерства здравоохранения представила результаты служебных расследований, согласно которым с 1 января по 1 июля умерли шесть человек, находившихся на учете в перечне больных, нуждающихся в лечении за границей. Еще 17 человек, согласно заключениям комиссии, не были отправлены за границу, несмотря на наличие финансовых средств на эти цели.
В целом шокирующие данные, представленные в отчете комиссии, подытожил глава комиссии, заместитель председателя Национальной государственной службы Александр Скопич: «Комиссия пришла к выводу, что недостатки руководства Министерства здравоохранения носят системный характер и свидетельствуют о ненадлежащей организации работы в целом, поскольку за шесть месяцев пребывания министра здравоохранения Александра Квиташвили в должности не только не сделаны действенные шаги по решению безотлагательных вопросов в отрасли, но и приостановлены некоторые процессы в сфере здравоохранения. Государственные закупки в частности».
На одном из последних заседаний Комитета Верховной Рады по вопросам здравоохранения, министр Квиташвили дал четко и однозначно понять, что к украинским людям и Украине в целом ему нет дела, сказав: «Увольняйте меня! Я уже завтра возьму билет и улечу из Украины». Вот и вся его ответственность перед народом Украины. Я убеждена, что это также ответственность коалиции, когда на должность важнейшего в стране министерства назначается человек, который по своим профессиональным качествам, опыту и знаниям абсолютно не отвечает этой должности.
Убеждена, что надлежащую оценку деятельности министра и его первого заместителя должны дать также и правоохранительные органы, как это и указано в заключениях комиссии, расследовавшей деятельность руководства Минздрава Украины.
Ведь перекладывать ответственность за свою непрофессиональную деятельность и за полный саботаж реформы здравоохранения на народных депутатов — это одно, а отвечать за свои поступки — совсем другое.

— из-за промедления с торгами более 30 тысяч больных СПИДом украинцев остались без лекарств;
— в большинстве регионов Украины отсутствуют лекарства для лечения онкологических, сердечно-сосудистых заболеваний, туберкулеза, орфанных заболеваний;
— катастрофическая ситуация с вакцинопрофилактикой — вакцины просто отсутствуют! Охват вакцинацией составляет не более 20 процентов при необходимых 95.

Татьяна БАХТЕЕВА, народный депутат Украины четвертого—восьмого созывов, доктор медицинских наук, заслуженный врач Украины.

Печатается в счет квоты фракции Оппозиционного блока.