Такое мнение прямо или опосредованно доминировало на заседании круглого стола, состоявшегося в Киеве и инициированного председателем Комитета Верховной рады Украины по вопросам здравоохранения Ольгой Богомолец при поддержке благотворительного фонда «Пациенты Украины». Его участники — народные депутаты, представители Министерства здравоохранения и Национальной академии медицинских наук, общественных и международных организаций, юристы и эксперты — обсуждали пути автономизации лечебных учреждений, которая предполагается законопроектом, представленным в парламент Кабинетом Министров, а также альтернативным документом, автором которого является заместитель председателя профильного парламентского комитета Олег Мусий. И хотя официальная тема дискуссии должна была сводиться к вопросу, что получат украинцы от предоставления заведениям здравоохранения означенной автономии, содержание разговора затрагивало в значительной степени стратегию и тактику широкого реформирования отечественной медицины в целом.

 

 

Следует заметить: по своей сути оба законопроекта идентичны, оба предлагают предоставить государственным и коммунальным медицинским учреждениям широкую автономию. Разница — в разном видении подходов к реализации этой цели. Причем в комитете считают автономизацию всего лишь сегментом всего реформирования медицинской сферы, причем хотя и важным, но не главным. По мнению Ольги Богомолец, которое она выразила, открывая заседание круглого стола, автономизации должны были бы предшествовать другие, более фундаментальные шаги. По ее словам, еще в январе были проведены комитетские слушания и предложен пошаговый план реформы системы здравоохранения, который передан министру. И одним из этих шагов была автономизация лечебных учреждений, в том числе децентрализация полномочий, предоставление их врачебным ассоциациям. Эта стратегия направлена на то, чтобы здравоохранение в Украине отвечало международным стандартам. Однако, к сожалению, ни одного законопроекта, который бы отвечал этой стратегии, министерство не представило. Только сейчас появился законопроект об автономизации. Комитет готов максимально ее поддерживать, продвигать реформу дальше, отметила Ольга Богомолец. Но, по ее убеждению, нужна дорожная карта, программа пошаговых действий, чтобы независимо от политических колебаний, смены министров стратегия реформ реализовывалась, а люди чувствовали себя защищенными.


Обязательным условием автономизации лечебных учреждений государственной и коммунальной форм собственности в комитете считают избежание серьезных рисков. А они, по оценке экспертов, в правительственном законопроекте есть. Как объяснила на заседании круглого стола адвокат, старший юрист адвокатской фирмы «Паритет» Юлия Черкашина, в случае его принятия могут проявиться два типа рисков. Первый — приватизационный: в законопроекте заложены скрытые возможности приватизации лечебных учреждений. И хотя соответствующих сроков в нем нет и о продаже учреждений, принадлежащих государству, речь не идет, с юридической точки зрения это может стать возможным. Ведь в ходе автономизации, например, государственная или коммунальная больница превращается в коммерческое или некоммерческое предприятие. В дальнейшем оно может продолжить процесс изменения формы собственности и стать акционерным обществом или обществом с ограниченной ответственностью. То есть «в учреждениях, не имевших самостоятельных управленческих прав, появляются возможности купли-продажи, они становятся предметом продажи в интересах частного капитала», подчеркивает юрист.


Второй риск — возможность банкротства государственных и коммунальных учреждений здравоохранения. Его угроза появляется автоматически сразу, как только произойдет преобразование государственных и коммунальных лечебных учреждений в коммерческие предприятия, АО или ООО. Их можно будет обанкротить в судебном порядке в случае, если такое предприятие, например, задолжало поставщикам, частным в том числе. Суд постановляет взыскание на его имущество, которым такие предприятия отвечают по своим обязательствам. Никаких ограничений для частных покупателей в этом случае нет. К тому же известно, что механизмы банкротства часто создаются искусственно, подчеркнула Юлия Черкашина.


Риски приватизации, как утверждает партнер юридической компании Jurіmex Марина Слободниченко, нивелированы в альтернативном законопроекте, доработанном при участии группы народных депутатов. Им предлагается превратить государственные учреждения в казенные некоммерческие предприятия, коммунальные — в коммунальные. Объектом финансирования должна быть услуга по оказанию медпомощи учреждением здравоохранения, а не койко-места. Деньги должны двигаться за пациентом (об этом, кстати, давно говорит и министр Александр Квиташвили. — Авт.). Открытие счетов предполагается исключительно в государственных банках. Учреждения здравоохранения смогут самостоятельно утверждать штатное расписание, осуществлять реорганизацию. Равные права предоставляются всем учреждениям, в том числе ведомственным. Заложены юридические основы для получения ими средств от третьих лиц, предоставления платных услуг. Предполагается также нераспространение на переходный период государственных закупок на договора о медицинском обслуживании. Главное, чтобы средства использовались на благо пациента, считает Олег Мусий. Скажем, на обновление диагностического оборудования, на расширение ассортиментов медикаментов, уменьшение в то же время количества коек в больнице, которые часто пустуют, на повышение заработной платы медикам. Не может государство оставить пациента один на один с коммерческим учреждением здравоохранения. Через бюджет оно должно нести социальную нагрузку за тех людей, которые не могут или не способны ввиду тех или иных финансовых ограничений получить доступ к медицинским услугам. Для этого как раз и должны существовать государственные и коммунальные предприятия.


Какому законопроекту дать ход? Правительственный вариант парламентский профильный комитет отклонил, свой — отправил на доработку. И в нем эксперты—участники круглого стола усматривают недостатки. Они связывают их прежде всего с тем, что предприятия будут действовать на праве оперативного управления, а не хозяйственного ведения. Эксперт Нинель Кадырова, в частности, заметила, что ограничения правового статуса больниц станут препятствием для поступления прямых инвестиций. «Вы столкнетесь с тем, что вам потребуются большие инвестиции и необходимость в частно-государственном партнерстве, и тогда это будет серьезным препятствием», сказала она, сославшись при этом на опыт своего участия в реформировании медицинских отраслей Казахстана и Кыргызстана. Кроме того, по уверениям некоторых других экспертов, приватизировать госучреждение, в том числе и больницу, можно и сейчас — действующие законы это разрешают. Иное дело, что, в частности, закон о государственной приватизации не работает по отношению к медицинской сфере, поскольку Конституция Украины запрещает уменьшение количества медицинских учреждений.


Как выразился первый заместитель председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам предотвращения и противодействия коррупции Юрий Гарбуз, «оба законопроекта не готовы». По его словам, шкала очень разная — от села, районного центра и до столичной больницы. Разные условия, возможности, интересы. Хотелось бы понять, как будет работать хирург в районной больнице, которая будет обслуживать семь тысяч населения? Какая судьба ждет родильные дома: будут ли их снова укрупнять и таким образом еще увеличивать расстояние до мест проживания людей. Важно предусмотреть также четкую ответственность врачей за врачебные ошибки. Нужно видеть реформы по всей вертикали.


К анализу относительно возможных рисков мало привлечь только юристов, предостерег первый вице-президент Национальной академии медицинских наук, академик НАМНУ Юрий Кундиев. Есть еще специалисты по системному анализу. В Национальной академии наук их достаточно. По словам ученого, все самые серьезные реформы западного мира предварительно анализировались в Международном институте системного анализа в Вене. Выдавался математический прогноз результатов и последствий реформы, к которой приступали. У нас, отметил он, этого не хватает. А это следует сделать как можно скорее.


В контексте мнений относительно необходимости взвешенного и ответственного подхода к реформированию отрасли здравоохранения звучало и такое предостережение: лучше дуть на холодное, чем ошибиться, осуществить изменения в этой сверхсоциальной сфере в ущерб людям. Вместе с тем в выступлениях участников звучали также призывы ускорить реформы.


Вопрос реформирования здравоохранения не просто неотложный, он уже созрел и перезрел, подчеркнул заместитель министра здравоохранения Виктор Шафранский. Министерство настроено на конструктив и на разумный компромисс, поиск той нормативной модели, которая позволит быстро проработать, вынести совместно согласованный документ на рассмотрение парламента и максимально быстро начать реформы системы здравоохранения. Времени не то что мало, его нет. В этой связи глава правления благотворительного фонда «Пациенты Украины» Дмитрий Шерембей призвал всех, от кого зависит реформирование, сесть за один стол, сообща сделать все, чтобы закон был принят уже в этом году, и как можно скорее. По его убеждению, он очень важен и является предпосылкой улучшения оказания медпомощи гражданам. В проведении реформ нужна консолидация, считает народный депутат, член профильного парламентского комитета Андрей Шипко. Важны в первую очередь политическая воля, финансовый ресурс, наконец, соответствующие базовые законы. И их проекты уже есть. Их следует рассматривать не отдельно, а комплексно. Позицию парламентария поддержал глава Украинской федерации работодателей здравоохранения Владимир Загородний, который тоже высказался за «пакетное законодательное решение». Первый заместитель председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам здравоохранения Оксана Корчинская одним из условий успешного реформирования системы здравоохранения в Украине видит необходимость обязать чиновников всех рангов лечиться самим и их семьям только в Украине, за исключением случаев, если таких возможностей относительно определенных болезней у нас нет. Если бы мы этого добились по примеру Беларуси, отметила она, наша реформа была бы не просто быстрой и качественной, а сверхбыстрой и сверхкачественной. Так как чиновники понимали бы, что их здоровье будет зависеть от уровня медицинской службы в стране. Тогда все будут заинтересованы в том, чтобы провести эту реформу.


Главное — найти компромисс и решение, необходимое государству, подчеркнул заместитель главы администрации Президента Украины, секретарь Национального совета реформ Дмитрий Шимкив. По его убеждению, важно также выбрать самый оптимальный путь принятия закона об автономизации и понять следующие шаги по его реализации, по осуществлению реформы в целом.

 

Киев.

 

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

 

Ольга БОГОМОЛЕЦ:


— Наша задача — двигать автономизацию лечебных учреждений вперед, но без риска скрытой приватизации, которая, в частности, позволила в 90-х годах приватизировать большую часть государственных предприятий в Украине и создать все наши кланы и клоны олигархов, сегодня направляющих прибыли из этих предприятий в собственные карманы. Поэтому допустить риска приватизации имущественных комплексов медицинских учреждений, которые в течение десятилетий строились за деньги налогоплательщиков, ни в коем случае нельзя. Тем более, что все медицинские имущественные комплексы, больницы находятся в центре городов на хороших, лакомых территориях. Более того, в правительственном законопроекте предполагается освобождение таких предприятий после изменения статуса от аудита. А это значит, что в результате такого освобождения можно потерять и землю, и здания, и имущество.