В 2015 году исполнилось 20 лет с момента объявления Всемирной организацией здравоохранения эпидемии туберкулеза в Украине. Но только в сентябре текущего года Министерство здравоохранения Украины создало Межведомственную рабочую группу по вопросам обеспечения стабильного ответа эпидемиям туберкулеза и ВИЧ/СПИД. При этом название этой рабочей группы получило следующее расширение: «во время финансирования программ Глобального фонда и по их завершению», что вызывает некоторые предостережения.

 

Известно, что гранты Глобального фонда предоставляются только в поддержку национальных программ по борьбе с туберкулезом и другими социально опасными болезнями, а не заменяют их отсутствие. В среде заинтересованных сторон план действий, который должна разработать эта рабочая группа, получил еще и название «переходного периода». Вопрос: переходного периода от чего к чему? Переходным он мог быть только в случае, если бы происходил переход от грантов Глобального фонда к финансированным государством национальным программам. Но 

национальные программы по туберкулезу (кстати, как и по ВИЧ/СПИД) есть, и их уже насчитывается три (а с ВИЧ/СПИД еще больше). 


Так что о переходном периоде не может идти речь в принципе. Поэтому мы можем говорить лишь о том, что заинтересованные стороны, по прошествии каких-то 20 лет (!) с момента объявления эпидемии туберкулеза, наконец осознали необходимость создания и обеспечения условий для стабильного ответа на вызовы эпидемий. Можно ли достичь стабильного ответа в указанной сфере при политических и социально-экономических условиях, сложившихся в Украине? Очевидно, что стабильность не может быть в состоянии явного обострения проблемы, а процесс может быть начат исключительно в период ремиссии и обеспечен лишь при условии равновесия ситуации.


Мало кого интересует, как его команда играла в первом тайме, хотя в итоге матч проиграла. Важен конечный результат. И наш горький вывод: свой двадцатилетний матч наша страна туберкулезу проиграла! В 2000 году Украина подписала Декларацию тысячелетия ООН, чем взяла на себя ответственность за достижение Целей развития тысячелетия, одной из которых является Цель развития №6 «Уменьшение и замедление распространения ВИЧ/СПИД и туберкулеза». Украина установила для себя амбициозную цель: сократить до 2015 года количество новых случаев туберкулеза на 42 процента. Проведем расчет. По состоянию на 2000 год у нас было 60,2 случая заболевания туберкулезом на 100 тысяч населения. Это значит, что до 2015-го заболеваемость туберкулезом должна была сократиться на 25,3 случая и достичь показателя в 35 случаев на 100 тысяч населения. Но этого, к сожалению, не произошло!


В Украине, как и во всем мире, работает много международных организаций (как, например, Программа развития ООН, ВОЗ, Глобальный фонд для борьбы со СПИД, туберкулезом и малярией и другие), на-
правляя свою благородную деятельность на защиту жителей Земли от туберкулеза, ВИЧ/СПИД и других опасных заболеваний. Благодаря их деятельности на нашей планете спасено много миллионов человеческих жизней. Внедряя прогрессивные методики и технологии лечения, разрабатывая и применяя новые эффективные медицинские препараты и другие средства противодействия заболеваниям, эти организации вносят ощутимый вклад в дело обеспечения глобального здоровья.


Тем не менее такая деятельность не может не столкнуться с рядом трудностей, преодолеть которые оказывается не всегда возможно ввиду определенных обстоятельств. Так, например, возбудитель туберкулеза, пути передачи инфекции и другие эпидемические показатели выглядят совершенно одинаковыми что в Украине, что в Зимбабве. Как говорится, туберкулез он и в Африке туберкулез. Однако это утверждение довольно спорно.

Оценка влияния факторов риска на здоровье населения, анализ удельного влияния каждой отдельной группы факторов доказывают, что определяющую роль в формировании системы здоровья играет образ жизни, на который приходится более 50 процентов, а также окружающая среда и биологические факторы — 40, тогда как медицинским факторам здесь принадлежит мене 10 процентов. Туберкулез в чистом виде является социально опасной инфекционной болезнью. То есть существует значительное количество политических, социально-экономических и человеческих факторов и последствий эпидемии, которые на нее влияют, способствуют ее постоянному обновлению и которые коренным образом отличают Украину от Зимбабве. Поэтому использование международных стратегий противодействия туберкулезу без учета этих особенностей, так же, как отсутствие при этом адекватной внутренней эпидемической ситуации политической и общественной поддержки и эффективной государственной политики, чаще всего сводят усилия медицинских интервенций на нет. Так, несмотря на все усилия, в том числе международного сообщества, за время эпидемии туберкулеза в Украине, начиная с 1995 года, показатель заболеваемости им только ухудшился и на 43 процента превосходит доэпидемиологический уровень. Если в 1995 году один больной туберкулезом приходился на 2104 человека при численности населения 51,7 миллиона человек, то в 2013-м этот показатель ухудшился на 631 пункт и составлял пропорцию: один больной на 1473 человека при общем количестве населения 45,4 миллиона человек.


В Украине инструментом реализации государственной политики в сфере противодействия заболеванию туберкулезом традиционно является узкоспециализированные медицинские социальные общегосударственные и местные целевые программы, направленные исключительно на организацию предоставления населению противотуберкулезной помощи на основе использования международных стратегий СТОП ТБ и ДОТС. Однако по 


сути своей вместо того, чтобы ликвидировать причины эпидемии, эти программы ориентированы на преодоление ее последствий. 


А следовательно, в повестке дня — системный пересмотр подходов к их разработке и путям внедрения, в частности и к государственной политике противодействия заболеванию туберкулезом в целом.


Вот почему, исходя из актуальных политических, экономических, социальных, медицинских, культурных и некоторых других факторов эпидемии туберкулеза в Украине, государственная политика противодействия заболеванию туберкулезом не может быть успешной, если направлена на преодоление их вызовов исключительно средствами медицинского влияния, не предусматривая в основе своей комплексного подхода, который будет способствовать устранению коренных социально-экономических причин и последствий распространения в Украине эпидемии туберкулеза. Иными словами, государственная политика и государственные программы противодействия туберкулезу должны быть общегосударственными социальными не только по названию, но и по сути своей, в которых борьба с туберкулезом рассматривается не как система медицинских мер, а как сложная комплексная политическая, управленческая, экономическая, социальная, медицинская, гуманитарная, культурная и т. п. межведомственная и межсекторальная проблема, решение которой только медицинскими средствами и отраслевым медицинским управлением не является эффективным и, в принципе, бесперспективно.


Успешное решение проблемы лежит в плоскости создания эффективного государственного управления в сфере противодействия туберкулезу и другим социально опасным болезням, которое должно основываться на развитии горизонтальных связей между разными органами государственной власти и представителями гражданского общества. 


Более того, как свидетельствует международный опыт, вопрос ответственности субъектов управления за осуществление мер первичной профилактики туберкулеза желательно ввести в деятельность практически каждого министерства (службы, агентства, инспекции). Вместе с тем отраслевое государственное управление в сфере противодействия заболеванию туберкулезом продолжает осуществляться исключительно в рамках организации медицинской профилактики, медицинской и социальной помощи, организации санитарного образования и воспитания населения.


С этой целью предлагается определить сферы ответственности разных центральных органов исполнительной власти за соблюдение эпидемического благополучия населения и противодействие заболеванию туберкулезом и внести соответствующие изменения и дополнения в положения о таких структурах. Имеем в виду прежде всего Министерство социальной политики Украины, Министерство образования и науки Украины, Министерство внутренних дел Украины, Министерство обороны Украины, Министерство молодежи и спорта Украины, Государственную миграционную службу Украины, Государственную пенитенциарную службу Украины, Государственную пограничную службу Украины и ряд других — в целом около 18.


Таким образом, 


краеугольным камнем современной государственной политики противодействия туберкулезу должна стать первичная профилактика, или же комплекс социально-экономических мер государства по улучшению условий и образа жизни, окружающей среды, воспитания и т. п. 


Известно, что профилактика — это государственно-управленческая деятельность, направленная на недопущение вредных влияний на здоровье человека путем устранения либо самого вредного фактора, либо его действия на человека. Поэтому профилактика туберкулеза как разновидности социально опасной болезни является отдельным направлением общепрофилактической деятельности общества и представляет собой деятельность, направленную на создание условий, исключающих появление новых случаев инфицирования туберкулезом, а также предусматривающих осуществление деятельности, направленной на ослабление негативного влияния этой инфекционной болезни на общество как социальную систему в целом. При условиях такого комплексного подхода профилактика в сфере предотвращения распространения туберкулеза должна осуществляться путем выявления, устранения или нейтрализации причин и условий, поддерживающих персистенцию ее биологического возбудителя среди представителей отдельных социальных групп и широких слоев населения.


Кроме этого, комплексное (многоотраслевое) привлечение центральных органов исполнительной власти к преодолению проблемы туберкулеза в Украине будет направлено на осуществление первичной профилактики туберкулеза и содействие в организации и проведении обязательных ежегодных профилактических осмотров с целью своевременного выявления новых случаев заболевания туберкулезом в среде целевых категорий населения, на которые преимущественно направлена деятельность того или иного органа власти, в первую очередь среди групп повышенного риска заболевания, путем информирования и предоставления им соответствующих социальных услуг.


Сегодня абсолютно очевидно, что исключительно отраслевой принцип противодействия социально опасным болезням препятствует эффективному прогнозу эпидемической ситуации. Однако основательный анализ социально-экономических предпосылок и вызовов, тенденций и возможных рисков развития эпидемии туберкулеза и существующих для ее преодоления материальных, финансовых и человеческих ресурсов отсутствует уже в третьей подряд государственной целевой программе противодействия заболеванию туберкулезом.


Причина этого прежде всего в том, что экспертное сообщество в области противодействия туберкулезу (внутренние и международные партнеры) традиционно рассматривает проблему в узком медицинском ключе, не выходя за обычные рамки усовершенствования протоколов, методик, медицинских технологий. Но 9 процентов всегда было и всегда будет меньше 50 процентов. То есть все попытки улучшения эпидемической ситуации за счет медицинских мер многократно усиливаются неблагоприятной политической и социально-экономической ситуацией в стране. И обвинять в этой узости взглядов международные партнерские организации было бы неправильно. Декларированные ими принципы и ценности, к сожалению, не предусматривают глубокого анализа и оценки причинно-следственных связей в сфере противодействия социально опасным болезням в каждой отдельно из стран деятельности: стратегии деятельности таких организаций практически идентичны для всех стран пребывания. Спасибо, как говорится, за обеспечение технической поддержки, активизацию изменений и создание устойчивого институционного потенциала, ибо, как писал Козьма Прутков, «многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы, а потому, что эти вещи не входят в круг наших понятий».


«Сторожевыми псами» в этом вопросе должны быть национальные профильные государственные и научные учреждения и органы власти, неправительственные организации. Именно они обязаны взбудораживать общественное мнение, когда успешность медицинских мер блокируется отсутствием необходимой для этого государственной инфраструктуры и логистики, разъяснять, в том числе международным партнерам, необходимость координации усилий в сфере здравоохранения и реформирования государственной политики в области противодействия туберкулезу для достижения стабильного ответа на вызовы эпидемии туберкулеза и других социально опасных болезней.


 

Сергей БОРТКЕВИЧ, сопредседатель Коалиции «Остановим туберкулез вместе»; 

 

Виталий РУДЕНКО, глава правления Общественного движения «Украинцы против туберкулеза».