Напомним, недавно под таким названием был опубликован материал нашего корреспондента и ответ председателя Волынского облсовета В. Витра («Голос Украины» №185, 06.10.2015 г. и №199, 28.10.2015 г.). Речь идет о янтарной проблеме в регионе. 

Руководитель области, в частности, отметил, что большинство депутатского корпуса поддерживает идею создания коммунального предприятия «Янтарь Волыни», однако отсутствие законодательного акта, который регулирует отношения, связанные с пользованием недрами с целью добычи янтаря и геологического изучения месторождений, обеспечением охраны окружающей природной среды во время проведения работ и обработкой янтаря на территории Украины, усложняет создание коммунальных предприятий и в дальнейшем их деятельность. 
И почти одновременно появилась информация, что местная громада одного из сел Волынской области создала общество и оформила документы для легальной добычи янтаря. Возникает вопрос: насколько законодательно урегулирована данная проблема.    
Часть заинтересованных лиц настаивает на необходимости принятия специального закона о добыче именно янтаря. Однако это не является обязательным, ведь действуют Кодекс Украины «О недрах», Порядок предоставления разрешений на пользование недрами и проведение аукционов по продаже специальных разрешений на пользование недрами. Установлен перечень полезных ископаемых общегосударственного значения и местного. Янтарь отнесен к полезным ископаемым общегосударственного значения. Кодекс также определяет и круг пользователей недр — ими могут быть предприятия, учреждения, организации, граждане Украины, а также иностранцы и лица без гражданства, иностранные юридические лица. Законодательно определен порядок получения разрешения на добычу полезных ископаемых. Кроме того, отдельно урегулирован вопрос разработки янтаря на небольших участках. Разрешение без проведения аукциона предоставляется в случае геологического изучения, в том числе, исследовательско-промышленной разработки и добычи янтароносных пород на участках проявлений янтаря, не имеющих промышленного значения, размер которых не превышает одного гектара.
К тому же упомянутый кодекс определяет и компетенцию областных советов. К ней, в частности, отнесены предоставление недр в пользование для разработки месторождений полезных ископаемых местного значения, согласование предоставления недр в пользование с целью геологического изучения и разработки месторождений полезных ископаемых общегосударственного значения, а также для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых; прекращение права на пользование участком недр; осуществление контроля за использованием и охраной недр.
В свою очередь Хозяйственный кодекс Украины четко определяет понятия коммунальной собственности и создания и деятельности коммунальных предприятий, то есть предприятий, которые создаются органами местного самоуправления. И собственно, по поводу возможности создания такого предприятия у депутатов облсовета будто бы вопросов не возникает. То есть, теоретически его можно создать, получить разрешение и осуществлять легальную добычу янтаря что, возможно бы, уменьшило шансы нелегальной добычи на этом участке. В итоге — создание коммунального предприятия могло бы посодействовать, кроме легализации добычи янтаря и создания рабочих мест для местного населения, еще и улучшению защиты окружающей среды. Ведь именно «собственному» предприятию облсовет мог бы определить это как одну из задач и сделать ее приоритетной, контролировать ее выполнение, определять направление восстановления и т. д. Тем более, что законопроект «О добыче и реализации янтаря» предусматривает создание коммунальных предприятий. А потому ссылки председателя облсовета на то, что, возможно, закон «О добыче и реализации янтаря», рассматриваемый Верховной Радой, вообще определит, что добычей и реализацией янтаря будет заниматься только государственная структура, и что тогда делать с коммунальным предприятием, на наш взгляд, не выдерживают никакой критики.
Недра являются исключительной собственностью Украинского народа, а советы являются представителями того же народа и должны были бы искать действенные меры сохранения народной собственности, а не ждать, пока примут новый закон. А то потом может оказаться, что нет даже песка, в который можно спрятать голову.