Так утверждают специалисты общественной организации «Публичный аудит»

 

«Голос Украины» неоднократно в своих публикациях поднимал проблему, связанную со стремительным ростом цен на лекарственные средства, по сути, бесконтрольностью фармацевтического рынка со стороны государства. К сожалению, ситуация к лучшему не изменилась, более того — ценовое галопирование продолжается, больные, особенно малозащищенных социальных групп, все больше страдают от недоступности лекарств из-за их заоблачной стоимости. В чем же причина происходящего? Неужели у отечественных чиновников нет рычагов влияния на систему? Или не хотят ими воспользоваться? Анализ ситуации и предложения, как ее изменить, — в аналитическом материале, предложенном редакции специалистами ОО «Публичный аудит».

 

 

Цены накручивают по собственному усмотрению


Стремительное повышение цен на товары и услуги в Украине не обошло и медикаментов. Стоимость импортных лекарств подскочила на 90%, отечественных — по меньшей мере на 40%. Однако лекарственные средства — особый вид товара, приобрести который должны иметь возможность все слои населения, и именно для этого Кабмином предусмотрено государственное регулирование цен. Впрочем, специалисты «Публичного аудита» провели полномасштабный анализ реалий украинской фармацевтики и выяснили, что государство влияет на ценообразование всего лишь 6,5% лекарств, которые чаще всего покупают украинцы. На остальное количество продавцы-фармацевты могут накручивать цены по собственному усмотрению и получать сверхприбыли.


Как объясняет заместитель руководителя «Публичного аудита» Матвей Холошин, в Украине существует Национальный перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения, регламентирующий максимальные надбавки для поставщиков не более 10% от оптово-отпускной цены и для продавцов не более 25% от закупочной цены. Государство также установило жесткий контроль за конечной ценой на определенный перечень лекарств, но только тогда, когда тратятся бюджетные средства. Специалисты «Публичного аудита» взяли 30 названий наиболее популярных лекарственных средств среди украинцев (срез за последних три года) и проверили, представлены ли они в этом Национальном перечне. Так вот, среди 30 наименований в нем есть только два — натрий хлорид и сиофор.


«По статистике, годовой объем продажи лекарственных средств по стране достигает 35 млрд. гривен. Получается, что государство влияет на ценообразование едва ли не 6,5% лекарств, то есть распределение следующее: 2,5 млрд. гривен — под контролем государства, остальные 32,5 млрд. гривен находится в свободном ценообразовании, где накрутка может достигать и 100%, из-за чего и имеем завышенные цены на самые популярные лекарства», — отмечает специалист и добавляет: «Мы взяли ряд препаратов и сравнили цены на них в разных сетях киевских аптек. К примеру: стоимость креона капсюльного колеблется от 114 до 243 гривен. То есть разница между ценами составляет более 100%. Как на это реагирует регулятор, вопрос риторический — никак».


Налог ложится бременем не на продавцов, а именно на покупателей


Фармацевтический рынок Украины не стоит в стороне от процессов, происходящих в стране в течение последних 1,5 года. Объемы продажи товаров «аптечной корзины» за І полугодие 2015 года увеличились на 23,6% по сравнению с прошлым годом. Стоимость товаров этой корзины повысилась в среднем на 50% и составляет 31,50 гривни. Причем в этих 50% имеем 12% искусственного увеличения стоимости лекарств за счет введения государством дополнительных налогов и сборов.


Так, на сегодняшний день украинцы вынуждены платить за лекарства больше еще и из-за семипроцентного налога, введенного Кабмином с 1 апреля 2014 года. «Премьер-министром этот закон подавался как позволяющий предотвратить финансовую катастрофу и стабилизировать цены на фармацевтическом рынке. Дескать, импортный препарат стоит 1 доллар США, а его завозят по 4 доллара, и, чтобы якобы остановить стремительный рост цен, в правительстве решили ввести дополнительный НДС на операции по поставке лекарств, заставив игроков рынка декларировать реальную стоимость продукции. Однако Арсений Петрович ошибся, так как цены на лекарственные средства продолжали ежемесячно заметно расти, и официальная статистика тому подтверждение. В итоге, введение этого налога лишь вызвало дополнительное семипроцентное повышение цен для украинцев — этот налог ложится бременем не на продавцов, а именно на покупателей» — отмечает Холошин.


Аудиторы подсчитали, что со времени введения этого налога украинцы дополнительно уплатили 180 млн. долларов, или почти 4,5 млрд. гривен. Однако и это еще не все, ведь с февраля 2015-го действуют дополнительные ввозные пошлины в размере 5% (исключением являются лекарства и медицинские изделия для лечения онкобольных людей и гемодиализа, а также фармацевтические соединения), а это еще более  30 млн. долларов, или почти 700 млн. гривен, дополнительно уплаченных украинцами.


Конечно же, можно говорить, что введение новых налогов на импортные лекарственные средства стимулирует развитие отечественных производителей и что на рынке часть лекарств иностранных производителей составляет всего 35% от общего количества, но, во-первых, эти 35% в денежном эквиваленте оцениваются в 70% от общего объема рынка, а во-вторых, отечественное производство лекарств и медицинских изделий, хотя и признается во всем мире, но ему сложно конкурировать со всемирно известными брендами и по качеству лекарств, и по их безопасности для пациентов, уже не говоря, что целый ряд лекарств украинские предприятия вообще не производят.


Ввечный вопрос: «Что делать?»


«На фоне катастрофического снижения покупательной способности украинцев, когда расходы превышают их доходы, а большинство семей отброшены за порог бедности, важно, чтобы государство позаботилось о том, чтобы люди могли позволить себе необходимые лекарства по адекватной цене. Ведь очевидно, что тотальное обнищание неизбежно приводит к ухудшению состояния здоровья граждан. И на этом недобросовестные, но предприимчивые люди могут хорошо наживаться. Только посмотрите: количество аптек ежемесячно растет, как грибы после дождя, — в частности за прошлый год было открыто около тысячи аптечных заведений в разных регионах Украины, кроме Крыма и зоны АТО», — убежден руководитель «Публичного аудита» Максим Гольдарб.


Поэтому, учитывая вышеупомянутое, независимые аудиторы предлагают обязать отечественных фармацевтов начать производство лекарственных средств и изделий медицинского назначения для импортозамещения популярных дорогих иностранных препаратов отечественной, более дешевой продукцией. «Причем за невыполнение этого требования должны быть введены соответствующие меры. Например, не хотят мощнейшие украинские производители производить оригинальные субстанции — тогда пусть платят специальный налог, а дополнительно привлеченные средства государство будет направлять гражданам в виде адресной помощи. На упреки, что отечественное сырье может быть менее качественным, надо заметить, что наши производители, как правило, завозят сырье из Китая и Индии, и оно низкого качества, а во многих европейских странах вообще запрещено к использованию при производстве лекарств», — рассказывает Гольдарб.


«Публичный аудит» также предлагает временно ввести максимальную наценку на весь перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения, продаваемый в аптеках на территории Украины. Кроме того, необходимо отменить 7% НДС и 5% дополнительного таможенного сбора на импортные медпрепараты, обязав крупных дистрибьюторов и собственников аптек уменьшить стоимость таких лекарств, которые будут ввезены на территорию Украины по новому законодательству, на 12%.


К тому же, по убеждению независимых аудиторов, важно, чтобы Государственная служба Украины провела мониторинг ценовых предложений медикаментов, а в Кабмине отреагировали на выявленные случаи завышения стоимости во время их реализации в аптечных заведениях Украины.

 

ДОСЛОВНО

 

Председатель Верховной Рады Владимир ГРОЙСМАН:


«Наступил тот этап, когда системно нужно дать ответ обществу, прежде всего, как будут проводиться дальнейшие изменения, дальнейшие реформы, как будет функционировать здравоохранение... Огромное упущение, что за год не сформирован подход к реформированию здравоохранения, и на данном этапе мы не имеем той модели, которую можно было бы построить...»

 

Заоблачные цены на лекарства сил для выздоровления не прибавляют.


Фото Андрея НЕСТЕРЕНКО.