Часами она сидит на полу и пальцами ног пишет картины. Все ее работы — яркие, теплые и словно светятся счастьем. Но счастливой жизнь юной сумчанки Даши Безкостой назвать сложно. В свои 19 лет из-за тяжелой формы ДЦП она прикована к инвалидной коляске.


Больше всего на свете девушка хотела овладевать школьной наукой. И вот недавно ее мечта осуществилась — Даша получила такую возможность. Программу за 5-й класс девушке помогут освоить педагоги, которые будут приходить к ней домой.

 

 

 

Стену безразличия преодолела искусством


Большинство особых детей страдают от одиночества, от стены безразличия и непонимания, которая стоит между «нормальными» людьми и теми, кого часто называют страшным словом «инвалид».


Как же ей удалось преодолеть эту стену? Помогло искусство. «Рисовать Даша начала случайно, — рассказывает мама Елена. — Как-то, чтобы чем-нибудь занять дочь, я положила перед ней лист бумаги и поставила гуашь. Она стала макать в краску пальцы ног и «мазюкать». Этот процесс ее так поглощал, что Даши не было слышно часами. Однажды мой отец, внимательно рассмотрев разрисованные листы, сказал: «Елена, это же картины. Сделай выставку». И вскоре мне удалось договориться о том, чтобы восемь работ дочери вывесили в муниципальной галерее. Когда сумчане заходили в галерею и с восторгом рассматривали те картины, меня осенило — это же будущее дочери, ее единственная возможность выразить свои эмоции. И мы стали заниматься этим серьезно».


Уже через несколько месяцев имя маленькой художницы, рисующей ногами, стало известно каждому жителю города. Потом она завоевывает столицу, ее работы украшают лучшие галереи Киева. О ней пишут всеукраинские СМИ, а она хочет так немного — быть такой, как все, жить нормальной жизнью.


«Люди не ценят жизнь: они могут ходить, двигать руками, как хотят. А не так, как у меня — я хочу пошевелить рукой в одну сторону, а она двигается в другую», — рассказала Даша.
Со своей болезнью юная сумчанка научилась почти полноценно жить. Каждый день, преодолевая сильную боль в руках и ногах, собственную беспомощность и «особый» статус, она не только не падает духом, но и другим помогает.


Кстати, несколько лет назад Даша, чтобы спасти двухлетнего Дениса Савенко из Сум, которому нужна была операция на кишечнике, решила продать свои работы. Факт помощи больной другим поразил многих, и в прошлом году Даша стала лауреатом премии «Гордость страны».


Счастливая пятиклассница


Сегодня девушка является активным волонтером, они вместе с мамой стараются показать всей Украине, что ДЦП — это не приговор.
«Бороться всегда сложно. Бороться с болезнью — тем более, — пишет она своим читателям в соцсетях. — ...Верить нужно обязательно. Если перестанешь верить, перестанешь бороться. Перестанешь бороться — и все. Дальше пути нет».


Через соцсети Даша общается с ровесниками. Но, как рассказывает ее мама Елена, девушке эти разговоры даются непросто, ведь сказываются пробелы в образовании.
«Я четко осознала, что таких детей нельзя держать в четырех стенах, — рассказывает Елена Безкостая. — Они нуждаются в общении со сверстниками, поэтому должны адаптироваться к жизни, посещать обычные садик и школу. У нас же, к сожалению, вся система устроена так, что детей-инвалидов стараются изолировать от остальных.


По словам Елены, путь Даши к получению своих прав на образование был тернистым. Во-первых, у нас не развито инклюзивное образование так, как бы того хотелось. Кроме того, дочери ставили такой диагноз, при котором она не имела возможности учиться.


«В Сумском УВК № 34 она научилась читать, считать и писать (то есть печатать). Потом были годы борьбы. Долгое время мы добивались, чтобы Даша получала знания в обычной школе (по спецпрограмме), но бюрократическая система тормозила эту возможность. Знаете, в нашем сумском реабилитационном центре можно было бы расширить школу как минимум до девяти классов. Но сейчас этого нет, поэтому нам приходилось бороться за то, чтобы Даша получала знания. Ведь дочери было тяжело говорить. Ее не все понимали, поэтому врачи пришли к заключению, что она не может получать образование, — продолжила рассказ мама юной художницы. — И лишь когда на вручении премии «Гордость страны» ей подарили ноутбук, дочь начала самостоятельно получать информацию из Интернета и общаться. Тогда и медики увидели, что она психически и умственно адекватная личность. Так что недавно ее мечта осуществилась: уже совсем скоро девушка начнет учиться дома, а педагоги из школы №23 будут нас посещать и давать программу за 5-й класс.

Даша просто счастлива. В ее ближайших планах — выучить английский язык».


Сама же девушка признается, что хочет помогать людям, а также мечтает о личном счастье и любви.


«Возможно, это когда-то случится. И я надеюсь, что у меня будут дети, и они будут здоровыми», — добавляет Даша.


Как защитить особых детей в Украине?


«Очень жаль, что в нашем городе для таких детей, как моя дочь, остаются недоступными дороги, детские сады, школы, больницы, рабочие места. Мы изолированы от полноценной жизни, — резюмировала Елена Безкостая. — К счастью, Даша получила право на образование, и она им воспользуется. Но ведь у многих детей нет такой возможности. Они — заложники своей болезни. Так нельзя! Сумам нужно стать другими!

Украинское общество должно измениться!»


Эти слова криком о помощи сегодня звучат в каждой семье, которая воспитывает особого ребенка.


Дети с ограниченными возможностями тоже хотят жить нормальной жизнью, общаться с ровесниками, учиться, иметь разные хобби и возможность быть «как все». Но, к сожалению, тех, кому удалось осуществить свою мечту, в Украине, и на Сумщине в частности, сегодня единицы.


Именно для того, чтобы глубже понять их нужды, в Сумах впервые в нашей стране провели Международный конгресс по специальной педагогике, психологии и реабилитации. Ученые Украины и зарубежья обсуждали проблемы предоставления качественного образования детям с ограниченными возможностями независимо от избрания ими учебных заведений; качественной коррекционно-реабилитационной помощи в заведениях разного межведомственного подчинения (учебных заведениях, реабилитационных центрах, общественных организациях, в заведениях здравоохранения и др.). Устроил его Сумский государственный педагогический университет им. А. С. Макаренко вместе с ведущими учебными и научными заведениями нашего государства.


Международный конгресс «Коррекционно-реабилитационная деятельность: стратегии развития в национальном и мировом измерении» объединил представителей 13 вузов Украины и 10 учреждений из семи стран, рассказывает доктор педагогических наук Татьяна Дегтяренко. Цель мероприятия — объединить всех специалистов, которые работают с детьми с особыми нуждами, чтобы помочь этим детям. Среди его участников — представители высшего образования Канады, Нидерландов, Польши, Словакии, Германии и т. п.


О проблемах доступа к образованию детей с особыми нуждами говорил и директор Института специальной педагогики НАПН Украины Вячеслав Засенко. Он отметил, что сегодня, когда страна фактически находится в состоянии войны, у лиц с инвалидностью возникла еще одна проблема. В частности, сейчас не могут учиться в других, особенно в маленьких городках, те дети с ограниченными возможностями, которые являются переселенцами.


Инклюзивное образование на Сумщине


Есть вопросы доступа к образованию людей с инвалидностью и на Сумщине.


«Я считаю, мы уделяем сегодня недостаточно внимания этим деткам, — отметила директор департамента образования и науки Сумской ОГА Елена Попова. — В частности, у нас в регионе лишь 10 специальных заведений интернатного типа, инклюзивных классов в школах всего 25, и в них получает знания 41 ребенок с особыми нуждами».


По словам заместителя директора Института специальной педагогики НАПН Украины профессора Аллы Колупаевой, Украина стала на путь инклюзивного образования еще в 90-х годах ХХ века. Для его обеспечения подготовлены многие нормативные документы. Но, к сожалению, сегодня государство не может выделять достаточно средств на сопровождение ребенка с особыми потребностями. Однако задача педагогов — предоставление качественного образования каждому, независимо от того, где он находится.


«Так, Сумский государственный педагогический университет имени А. С. Макаренко предлагает студентам дисциплину «Основы инклюзивного образования», изучая которую, они узнают, как работать с такими детьми, если те учатся в обычных учебных заведениях, — говорит заведующая кафедрой коррекционного и инклюзивного образования, доцент Юлия Картавая. — А еще мы перешли на новые учебные планы, и студенты специальности «Коррекционное образование» уже после четвертого курса становятся не только педагогами специальных заведений, но и получают квалификацию ассистента-учителя общеобразовательных заведений. То есть процесс развития инклюзии на Сумщине продолжается, хотя в связи с экономической ситуацией он не может набирать такие обороты, как в других странах».


Надеемся, скоро такие дети, как Даша Безкостая, перестанут сидеть в четырех стенах и будут учиться вместе с ровесниками. Ведь им так важно чувствовать, что они такие, как все, что их особенность не сделает их изгоями в обществе и не станет препятствием для нормальной жизни.

 

СПРАВКА

 

Количество детей с проблемами в развитии в сравнении с прошлым годом выросло с 25 тысяч до 28 тысяч человек.

 

 

СПРАВКА

 

«В этом году Украина в Женеве в комитете ООН впервые отчитывалась о выполнении Конвенции ООН о правах инвалидов. Мы получили от мирового сообщества ряд замечаний. Цитирую: «Комитет по правам людей с инвалидностью с глубоким беспокойством отмечает, что специальные школы, как и раньше, остаются преобладающей формой воспитания детей с ограниченными возможностями в Украине. Комитет рекомендует государству-участнику представить программы инклюзивного качественного образования и выделить финансовые и человеческие ресурсы для обучения всем учителям, чтобы они могли предоставлять качественное образование детям с особыми нуждами». Надеемся, Украина прислушается ко всем рекомендациям и советам ООН», — сообщила Наталия Скрипка, исполнительный директор Всеукраинского общественного объединения «Национальная ассамблея инвалидов Украины».


Фото со страниц соцсетей Даши Безкостой.