За все годы независимости образованию в Украине не уделяли должного внимания. На этом акцентировала внимание заместитель Председателя Верховной Рады Украины Оксана Сыроид во время парламентских слушаний «Правовое обеспечение реформы образования в Украине».

«Мы прожили 25 лет в государстве, которое называет себя демократическим. Но до сих пор имеем проблемы с регулированием образования, — подчеркнула она. — Если говорить о среднем образовании, у нас до сих пор нет полноценного местного самоуправления, и, соответственно, нет нормальных взаимоотношений между государством и громадой в вопросах дошкольного или среднего образования». А ведь  как государство относится к этой сфере, так оно относится и к детям. Лишь недавно началось реформирование высшей школы и внедрение реальной академической и финансовой автономии в вузах. Теперь в центре внимания должны быть качество и содержание образования.
«Когда я училась за границей, поняла, что на юридическом факультете украинского университета меня учили по сталинскому содержанию, — рассказывает Оксана Сыроид. — То есть фактически содержание образования юридического было сформировано еще генеральным прокурором Вышинским. Большинство учебников по юридическому образованию до сих пор повторяют то, что там написано...».
Образование — это не только «знание и навыки». Современное образование начинается «с ценностей человеческого достоинства, уважения к человеку, которое проявляется в умении дебатировать, с ценностей взаимоотношений между учителями—учениками, преподавателями—студентами, с ценностей государства, государственности, гражданства», — подчеркнула Оксана Сыроид.

Вместо этого у нас до сих пор существует такое позорное явление, как дискриминация людей с инвалидностью. О том, как не любят в нашем государстве упрямых детей, которые, несмотря на проблемы со здоровьем и отсутствие родственной поддержки, хотят получить профессию, о которой мечтали, рассказала выпускница Цюрупинского интерната Лина Чендарова (на снимке). Ее пригласила на парламентскую трибуну жена Президента Украины Марина Порошенко. История Лины шокировала. «Я впервые увидела Деда Мороза только в 9 лет. Потому что на каждом празднике меня из-за того, что я инвалид, за спины работников сажали, и я не видела ни Деда Мороза, ни Снегурочки, — вспоминает девушка. — Мы всегда хотели есть. Почему-то государство больше средств тратило на сам детский дом, но не на детей». Лина мечтала стать телережиссером...
В этом году в Украине начато основательное исследование вопросов реализации прав детей с инвалидностью, сообщила Марина Порошенко. «...Нашими усилиями были наработаны и переданы в правительство резолюция и дорожная карта для действий, для изучения и постепенного внедрения в жизнь действенных механизмов инклюзивного образования. Проработана существующая редакция законопроекта «Об образовании», внесены правки, чтобы исключить дискриминационные нормы», — подытожила она.
О законодательном обеспечении преобразований рассказала председатель Комитета Верховной Рады по вопросам науки и образования Лилия Гриневич. Как известно, правительство подготовило проект базового Закона «Об образовании», который сейчас дорабатывает по рекомендации профильного комитета и готовит ряд специальных нормативных актов. Между тем принятый раньше Закон «О высшем образовании» уже нуждается в изменениях. « В Верховной Раде рассматривается новая редакция Закона «О профессиональном образовании». Но еще должна быть разработана и внесена правительством новая редакция Закона «Об общем среднем образовании», должны внести изменения в законы о дошкольном образовании и о внешкольном образовании, кроме того, нужен совершенно новый закон об образовании взрослых, который также будет включать вопрос последипломного образования», — уточнила Лилия Гриневич.
Введение 12-летки должно сопровождаться пересмотром содержания обучения, а ключевая роль в реформировании школы отведена педагогу. «Только учитель с высоким уровнем квалификации, надлежащим социальным статусом может стать проводником настоящей реформы, — убеждена Лилия Гриневич. — Профессия учителя остается одной из самых незащищенных, но мы ждем от профсоюзов не только справедливой борьбы за соблюдение гарантий педагогическим работникам, но и предложений относительно определения ожидаемого уровня заработной платы, к которому мы стремимся...». Старые нормы о соответствии вознаграждения педагогам уровню средней зарплаты в экономике или вдвое превышающей фактически не работают.
Директор Кременецкой общеобразовательной школы-интерната Владимир Мишко привлек внимание к проблемам села: «Никто в Законе «Об образовании» не разделяет сельскую школу и городскую... Речь идет о базовой школе. Есть ограничения. Говорят, что в базовой школе, если 15 учеников (в классе. — Авт.), то тогда финансирование идет по образовательной субвенции. Если меньше, значит, половину дает территориальная громада. А вы еще не знаете, что будет иметь громада села. Если там нет ни одного предпринимателя, нет никакой заправки, где она те 50 процентов найдет?»
Первый заместитель председателя профильного парламентского комитета Александр Спиваковский напомнил о проблеме доверия к системе образования: «...Насколько мне известно, выявлено более 200 случаев вмешательства в систему ВНО». Он предложил исключить ссылку на 12-летний срок обучения в новом законопроекте до проведения опроса целевых групп относительно поддержки нововведений. И обратил внимание на негативные тенденции последнего времени — сокращение госзаказа в вузах (за два года — на 50 тысяч бюджетных мест) и опасное уменьшение объемов подготовки учителей математики-физики. Имеющиеся в распоряжении правительства и МОН бюджетные ресурсы своевременно не осваивают. В качестве примера народный депутат назвал проблемы с закупкой школьных автобусов и обеспечением учеников 4-х и 7-х классов новыми учебниками, которые до сих пор в школы не попали. На этом фоне как-то не очень убедительно прозвучали слова министра образования Сергея Квита о том, что «определенная на высшем уровне приоритетность образования, которое как норму закона мы закладываем в базовый Закон «Об образовании», должна быть отображена в бюджете 2016 года».

ДОСЛОВНО

Лина ЧЕНДАРОВА:

«Когда я пришла в один вуз и подала свою папку с документами, мне ее вернули, не открывая. Сказали: вы — инвалид, вы не можете здесь учиться, ведь на режиссера надо проходить два года хореографии...».

Фото Анастасии СИРОТКИНОЙ.