23 декабря 2015 года Комитет по вопросам свободы слова и информационной политики утвердил Рекомендации средствам массовой информации по вопросам соблюдения прав ребенка

 

Необходимость разработки таких рекомендаций обусловлена тем, что в последнее время в программах социальных ток-шоу нарушают права детей-участников таких шоу. Как правило, на социальных ток-шоу обсуждают проблемы, которые возникают в тех или иных семьях, случаи насилия в семье (в частности сексуального насилия в отношении малолетних и несовершеннолетних или их развращение) и т. п.

 

Рассмотрение конкретных ситуаций в жизни семей и их детей происходит на грани или с нарушением требований семейного и гражданского законодательства, прежде всего статьи 3 Конвенции ООН о правах ребенка и статьи 24 Конституции Украины о недопущении дискриминации ребенка и его родителей, норм Закона «О телевидении и радиовещании», стандартов журналистики и норм журналистской этики.


На заседании Комитета Верховной Рады Украины по вопросам свободы слова и информационной политики 23 декабря 2015 года член комитета народный депутат Украины Юрий Павленко представил разработанные им в сотрудничестве с первым заместителем председателя комитета народным депутатом Украины Ольгой Черваковой и общественной организацией «Телекритика» Рекомендации по вопросам соблюдения прав ребенка средствами массовой информации.


Указанный проект до рассмотрения на заседании комитета прошел широкое общественное обсуждение, в частности во время проведения в Национальном совете Украины по вопросам телевидения и радиовещания круглого стола на тему «Дети на телевидении: как освещать и соблюдать правила».


В рекомендациях учтены предложения Уполномоченного Верховной Рады Украины Лутковской В. В., Уполномоченного Президента Украины по правам ребенка Кулебы Н. Н., телевизионных компаний, правозащитных организаций, медиа-экспертов, детских психологов. Рекомендации уже нашли поддержку в национальных и международных общественных организациях, которые работают в интересах детей, службах по делам детей и граждан Украины.


Среди прочего средствам массовой информации рекомендовали заботиться о физическом и эмоциональном состоянии и достоинстве детей, привлеченных к участию в программах; уделять надлежащее внимание защите прав детей, которые пострадали от любого насилия (тем более от сексуального); не разглашать имена и информацию о детях.


Предлагаемые методические рекомендации позволяют выполнить требования законодательства об охране детства, а именно о запрете пропагандирования в средствах массовой информации культа насилия и жестокости, распространения информации, которая попирает человеческое достоинство и наносит ущерб моральному благополучию ребенка.


Комитет Верховной Рады Украины по вопросам свободы слова и информационной политики рекомендует:


Общие рекомендации:

Нельзя привлекать детей к участию в программах и передачах, которые не разрешены им для просмотра.

Программы при участии малолетних и несовершеннолетних детей обязательно должны проходить при участии психолога и юриста, которые имеют опыт работы с детьми и представляют интересы ребенка.

Журналистские материалы, касающиеся детской социальной проблематики (например, усыновление, детское насилие, подростковая преступность, сексуальные преступления), должны содержать комментарии профессиональных экспертов — правозащитников, педагогов, юристов, психологов.

Журналисты должны уважать право детей на приватность и не вмешиваться в частную жизнь малолетних и несовершеннолетних, если информация о них не представляет общественного интереса.

Журналисты должны заботиться о конфиденциальности детей. В случае освещения негативных событий в жизни ребенка или его семьи и событий, которые могут подвергнуть ребенка опасности или послужить причиной негативного отношения к нему со стороны ближайшего социального окружения или громады, личность ребенка, его имя, фамилия, места жительства и учебы скрываются.
Относительно согласия родителей или законных представителей

Разглашение или публикация любой информации о ребенке происходит только с согласия его законного представителя. Полномочия родителей или законных представителей ребенка должны быть надлежащим образом подтверждены и проверены. Обращаем внимание, что согласно законодательству Украины лица, лишенные родительских прав, которые не вступили в родительские права, опекуны над имуществом ребенка, родственники второй-третьей степени родства не являются законными представителями ребенка.

Если родители или один из них является лицом, которое нарушает права ребенка или совершило в отношении него уголовное правонарушение, согласие на распространение информации о ребенке должен дать орган опеки и попечительства по месту проживания ребенка.

Важно учитывать, что крестные, муж или жена опекуна, братья и сестры ребенка не имеют полномочий его законного представителя, а в случае усыновления ребенка его биологические братья и сестры теряют с усыновленными семейные отношения.

Независимо от любого согласия, предоставленного законными представителями, журналисты должны заботиться о физическом и эмоциональном состоянии и достоинстве ребенка, о котором рассказыва-ется в журналистском материале. Если обнародуются сведения, которые могут повредить физическому и эмоциональному состоянию и достоинству ребенка, его личность и персональные данные скрываются.


Относительно детей, ставших жертвами или свидетелями преступлений

 

Приглашая ребенка, который стал свидетелем или жертвой травмирующих событий или преступления, необходимо учитывать, что он уже травмирован этими событиями. Воспоминание об этих событиях и их пересказ обязательно станет дополнительной травмой для ребенка. Поэтому необходимо минимизировать негативные последствия — избегать дополнительного расспроса о таких событиях.

Ребенка целесообразно опрашивать лишь тогда, когда обстоятельства события нельзя полно и достоверно установить с помощью других лиц и материалов, поскольку расспрос может вызвать стресс у ребенка. Кроме того, вследствие особенностей восприятия окружающих событий, а также памяти и речи ребенка сообщенная им информация не всегда может объективно воссоздавать событие.

Важно учитывать, кто именно является обидчиком ребенка. В случае если обидчик — непосредственно член семьи, родители или лицо, с которым проживает ребенок, необходимо принимать меры не только для наказания обидчика, но и по информированию ребенка — с кем он останется после изъятия из семьи или отстранения обидчика. Ареста обидчика в прямом эфире недостаточно для защиты ребенка. Должна состояться передача ребенка органу опеки и попечительства, его социальным службам для гарантирования безопасности ребенка.

Во время выяснения в студии и вне нее основных обстоятельств травматического события или преступления, свидетелем или жертвой которого стал малолетний или несовершеннолетний ребенок, следует учитывать общие правила, установленные законодательством по допросу малолетних и несовершеннолетних свидетелей (статья 142 КАСУ, другие процессуальные законы, как это предусмотрено требованиями ч. 2 статьи 12 Конвенции ООН о правах ребенка).

Ребенку необходимо разъяснить, что он может отказаться от участия в программе, кто может увидеть его рассказ, нельзя прибегать к противоправным убеждениям (шантажирование, запугивание).

Обращаем особое внимание, что даже судебные производства осуществляются в закрытом судебном заседании, если рассматриваются дела о преступлении против половой свободы и половой неприкосновенности личности или есть необходимость предотвратить разглашение сведений о личной и семейной жизни или обстоятельства, которые унижают достоинство личности.

Во время опроса детей-жертв сексуального насилия важно учитывать многие факторы: уровень развития ребенка, тяжесть сексуального насилия и информацию, полученную от родителей или из других источников. При этом необходимо соблюдать этично-моральные аспекты этой процедуры, применяя индивидуальный подход к ребенку-жертве, во избежание дополнительного психотравмирующего влияния на него напоминанием о случившемся.

Чтобы участие в программе не вызвало у ребенка стресса, большого волнения, необходимо обеспечить спокойную доброжелательную атмосферу во время съемок. Важно гарантировать присутствие рядом с ребенком взрослого, которому он доверяет и рядом с которым чувствует себя спокойно (чего не может дать высокопоставленный чиновник или незнакомый ребенку человек, несмотря на его профессиональную подготовку).

Присутствие человека, которому ребенок доверяет, не только обеспечивает спокойную для ребенка атмосферу. Такие люди могут помочь найти индивидуальный подход к ребенку, поскольку они знают особенности его развития, могут переформулировать определенные вопросы так, чтобы они были понятны ребенку. Кроме того, они могут обратить внимание на определенные особенности его мировосприятия, памяти, речи и т. п. Такие сведения могут иметь важное значение для объективности изложения событий.

Важно для предотвращения психического влияния на ребенка удалить из студии людей, которые подозреваются в жестоком отношении, совершили преступление в отношении ребенка или имеют на него негативное влияние (например, ребенок боится этого человека).

Имена и другая информация, которая может разоблачить/установить личность малолетнего или несовершеннолетнего, задействованного в уголовном производстве как жертва или свидетель, не должна разглашаться ни на какой стадии процесса.

Обязательное для выполнения судебное решение, связанное с малолетними и несовершеннолетними (в частности жертвами и свидетелями), можно разглашать, однако не сообщая никакой личной или другой информации, по которой можно понять их персональные данные.

Необходимо позаботиться, чтобы разглашаемая информация в сочетании с информацией, опубликованной/продемонстрированной в других источниках, не создавала возможности для раскрытия личности ребенка.

Телевидение не должно в своих передачах подавать насилие как обыденное явление; детально описывать способ, которым это насилие совершено; определять ситуацию, послужившую причиной насилия, безвыходной, а причины — оправдывающими этот поступок. Должен быть дан комментарий психолога и юриста, которые осуждают насилие и объясняют, что из любой ситуации есть другой, ненасильственный, выход; приведены титры с информацией о телефонах доверия и социальных служб.


Очень важно. Чтобы максимально учесть интересы и права ребенка, советуем руководствоваться рекомендациями, изложенными в Руководящих принципах ООН, касающихся правосудия в вопросах, связанных с участием детей-жертв и свидетелей преступлений (электронный доступ: 


http://zakon0.rada.gov.ua/laws/show/995_e54)


Относительно детей, совершивших преступление или правонарушение

 

Информация о ходе уголовного процесса против ребенка или приговор, вынесенный по таким делам, не должны разглашаться. Также запрещается делать аудио- и видеозаписи таких процессов.

Освещение проблем детей, находящихся в конфликте с законом, как правило, фокусируется на возрастных причинах преступности, на природной склонности детей к преступлениям, что абсолютно неоправданно.

Сам факт совершения ребенком действия, которое предусмотрено Уголовным кодексом как преступление, не может быть основанием для определения виновности ребенка. Определить виновность может только суд.

Несмотря на то, что ребенок совершил действие, которое может быть определено как преступление, нельзя ограничивать его права. Именно поэтому Уголовный и Уголовный процессуальный кодексы предусматривают специальные процедуры допроса, досудебного и судебного следствия для несовершеннолетних, а малолетние вообще являются неподсудными. Даже судебные производства осуществляются в закрытом судебном заседании, если обвиняемый — несовершеннолетний.


Законодательство Украины с последней редакцией Уголовного процессуального кодекса Украины вводит ряд процедур по детальному изучению воспитательной способности семьи подозреваемого несовершеннолетнего и как причины совершения деятельности, и как составляющей процесса исправления ребенка.


Относительно противодействия участию детей в вооруженном конфликте


Национальное законодательство Украины, а именно Закон Украины «Об охране детства» (статья 30), запрещает участие детей в военных действиях и вооруженных конфликтах, создание детских военизированных организаций и формирований, пропаганду среди детей войны и насилия. Закон о военной обязанности и военной службе (статья 15) определяет, что на срочную военную службу призываются граждане Украины, которым исполнилось 18 лет. Государство должно принимать все возможные меры для обеспечения защиты прав детей, находящихся в зоне военных действий и вооруженных конфликтов, и ухода за ними.


Освещение в средствах массовой информации случаев участия детей в вооруженных формированиях и в военных действиях как примеры героизма противоречит законодательству Украины и Конвенции ООН о правах ребенка, положениям Факультативного протокола к Конвенции ООН по правам ребенка относительно участия детей в вооруженных конфликтах.


Предлагаемые методические рекомендации позволят выполнить требования законодательства об охране детства, а именно о запрете пропагандирования в средствах массовой информации культа насилия и жестокости, распространения информации, которая попирает человеческое достоинство и наносит ущерб моральному благополучию ребенка.