Министерство энергетики и угольной промышленности Украины ожидает от сетей АЗС снижения цен на бензин ввиду удешевления нефти. Об этом сообщила пресс-служба ведомства со ссылкой на главу Минэнерго Владимира Демчишина. А как этого ждем мы — простые граждане! Но, видно, надежды тщетны, потому что, с одной стороны, государство требует снизить цены, а с другой — не очень заботиться об уменьшении налогового давления на нефтетрейдеров. Повышение же Верховной Радой акциза на моторные топлива на 13 процентов с 1 января до 30 июня этого года, похоже, окончательно перечеркивает все наши ожидания.

 

 

«Мы прекрасно понимаем, что сегодня на цену бензина и дизеля влияют и высокий курс доллара к национальной валюте, и ставки акциза. Но, если мы строим рыночную экономику, люди должны ощущать все ее преимущества. Цены на нефть объективно падают на мировом рынке. Люди должны это почувствовать на своих кошельках», — заявил Владимир Демчишин.


Пока что почти не ощутили. Однако, эксперты таки полагают, что в ближайших несколько недель некоторое снижение цен на нефть должно произойти, и Антимонопольный комитет уже получил поручение от Премьер-министра Арсения Яценюка наработать прозрачную формулу ценообразования на нефтепродукты: «Это не административное давление. Речь идет исключительно об экономических предпосылках уменьшения стоимости нефтепродуктов на автозаправочных станциях. Если цена на нефть на уровне 30 долларов... есть возможность для определенного уменьшения цен на нефтепродукты на автозаправочных станциях», — убежден глава правительства.


Однако, несмотря на такие радужные заявления-перспективы, цена на бензин в Украине снижаться не торопится, и средняя стоимость горючего марки А-95 в начале прошлой недели стабильно держалась отметки 19,49 грн. за литр, причем по Киевской области она была выше аж на 75 коп.


— Стоимость нефти в мире падает, а у нас... стабильность, правда, отрицательная, — специально для «Голоса Украины» комментирует ситуацию заместитель руководителя ОО «Публичный аудит» Андрей Вигиринский.

— Это объясняется изменениями системы налогообложения и уплаты акцизов в этом году, а также курсом гривни. Об этом открыто заявляют нефтетрейдеры. Например, на время «бензинового заявления» Премьер-министра курс гривни к доллару на межбанковском валютном рынке Украины держался на уровне 24,55—24,75. А в «обменниках», где из-за ограничительных мер НБУ, как правило, и вынуждены обменивать валюту нефтетрейдеры, стоимость американского доллара уверенно перескочила отметку 26 грн.


Поэтому, по словам эксперта, фактор снижения стоимости нефти на рынках — контракты на февраль-март 2016 года — удачно корректируются и выравниваются фактическим обесценением национальной валюты. К тому же операторы, поставляющие бензин и дизельное топливо, в ответ на призыв министра энергетики и угольной промышленности Украины убеждены, что анализ цены можно будет осуществить только по завершении января, который всегда характеризуется спадом продаж, и после новых поставок импортных нефтепродуктов. Ведь сегодня они продают бензин, купленный по прошлогодним ценам! Также обращают внимание на структуру цены бензина, в которой налоги и акциз составляют больше половины стоимости, из-за чего снижение его цены не может соответствовать ценовой тенденции, сложившейся на рынке нефти.


Тем временем нефтяные котировки на середину прошлой недели продолжали уверенно снижаться. Цена мартовского контракта на нефть Brent на лондонской бирже ІCE Futures упала на 1% — до 27,59 доллара за баррель. Котировка фьючерса на нефть WTІ с поставкой в марте на электронных торгах Нью-йоркской товарной биржи (NYMEX) уменьшилась на 1,2% — до 28 долларов за баррель. По данным Американского института нефти (APІ), товарные запасы нефти в США выросли на прошлой неделе на 4,6 млн. баррелей.


Напомним, что и с Ирана снято большинство санкций, поэтому вовсе не безосновательны опасения участников рынка, что в ближайшие недели поставки нефти вырастут до 500 тысяч баррелей в сутки.


— Печально, что почти неизменной остается тенденция украинской экономики, — резюмирует Андрей Вигиринский, — спад стоимости сырья на мировых рынках есть, но это пока абсолютно не отражается на внутренних ценах в Украине. Ведь они формируются в гривне, а она уверенно и стремительно девальвирует. Вместе с тем в любом случае АЗС не работают себе в минус, и, если проверить документацию по всей цепочке поставщиков и реально сравнить уровень цен на топливо, они должны быть ниже, и АЗС все равно будут получать прибыль.


Подытоживал Виктор БОНДАРЬ.


Фотоэтюд Андрея НЕСТЕРЕНКО.