Кто и как должен подготовить ребенка к учебе в школе? Есть ли преемственность между дошкольным и школьным звеньями образования? Нужно ли проверять готовность ребенка к систематическому обучению в начальной школе и как? Попытаемся взглянуть на эту проблему с разных точек зрения: с позиции ребенка и его родителей, ученых и практиков, а также органов управления образованием.

Ребенок как субъект и объект воспитания. Переход в школу кардинально меняет жизнь малыша: от необязательной к обязательной деятельности, от игры к систематическому обучению. Ребенок должен осознать изменение социальных ролей: он перестает быть дошкольником и становится школьником. Иногда в шестилетнем возрасте ребенок психологически (или и физически) еще не готов к школе, хотя и имеет сформированные специальные навыки (выполнение простых математических вычислений, чтения, письма и т. п.). Психологическая неготовность к систематической учебе в начальной школе усложнит процесс его адаптации к новым условиям, а следовательно, такому первокласснику придется прилагать чрезмерные усилия.
Родители как субъекты влияния и заказчики образовательных услуг. Родители чаще всего свои усилия направляют на развитие именно интеллектуальной сферы личности ребенка, уделяя значительно меньше внимания мотивационной, эмоционально-волевой, коммуникативной сферам, обуславливая таким образом определенный дисбаланс в развитии малыша. Это сказывается и на его подготовке к школе.
«Если ребенок не расскажет стишок, не будет уметь читать и считать, его не примут в первый класс», — оправдываются папы и мамы. И они имеют основания волноваться! Несмотря на официальный запрет проводить вступительный контроль (тестирования, испытания, собеседования и т. п.), имеющий целью установить уровень соответствия подготовки ребенка к школе (инструктивно-методическое письмо Министерства образования и науки Украины № 1/9-71 от 14.02.2015), будущих первоклашек заставляют проходить «вступительные экзамены».
Дошкольное учебное заведение как учреждение, обеспечивающее развитие ребенка. Подготовка к школе осуществляется в течение всего периода пребывания ребенка в детсаду, однако в последний год (в старшей группе) эта деятельность интенсифицируется. Содержание и особенности обучения и воспитания в ДУЗ определяются государственным стандартом (Базовым компонентом дошкольного образования в Украине) и действующими программами. Определены образовательные линии, по которым осуществляется развитие (саморазвитие) воспитанников: «Личность ребенка», «Ребенок в социуме», «Ребенок в природной окружающей среде», «Ребенок в мире культуры», «Игра ребенка», «Ребенок в сенсорно-познавательном пространстве», «Речь ребенка». Если малыш постоянно посещает садик, а воспитатель в своей работе соблюдает требования Госстандарта, ребенок получит надлежащую подготовку к школе. Согласно стандарту такая подготовка должна соответствовать требованиям и критериям оценки дошкольной зрелости ребенка.
Общеобразовательная школа как заведение, обеспечивающее дальнейшее обучение. В упомянутом письме МОН Украины разъясняет: зачисление детей в первый класс общеобразовательных школ государственной и коммунальной форм собственности, в том числе лицеи, гимназии, коллегиумы, колледжи, содержащие в свой структуре школу І ступени (начальную школу), осуществляется на безконкурсной основе. Прием на конкурсной основе (собеседование) возможен лишь в спецшколах (школах-интернатах). Но и здесь запрещается проверка знаний по математике, умений по чтению и письму и иностранному языку. Цель собеседования — убедиться в достаточности уровня общего развития ребенка, его функциональной готовности к систематическому обучению и способности к изучению специальных дисциплин согласно специализации заведения.
Если общеобразовательная школа проводит такую диагностику (любым способом), она нарушает требования утвержденного в Министерстве образования и науки Украины документа. Однако управленческие структуры разного уровня фактически не контролируют его выполнения.
Попробуем разобраться: почему школы прибегают к этому? Мотив первый (гуманистический): провести проверку школьной зрелости по меньшей мере за полгода до 1 сентября, чтобы родители и воспитатели могли обратить внимание на развитие тех сфер личности ребенка, в которых существует определенное несоответствие возрасту. Мотив второй (эгоистичный): отобрать наиболее развитых и подготовленных детей. С такими легче работать учителю; они способны показать лучшие достижения, повысить рейтинг школы. Мотив третий (прагматичный): результаты диагностики ребенка являются предметом торгов директора школы с родителями. После того как они называют сумму финансовой помощи, которую окажут заведению, вопрос учебы ребенка именно в этой школе решается.
Педагогическая наука как институт, отвечающий за содержательное наполнение и организацию учебного процесса. Научные работники (Т. Пироженко, С. Ладывир, Л. Тищук и др.) считают, что проверка готовности к школе должна быть. Она выявит сформированность эмоциональных, когнитивных, волевых психических процессов ребенка. Подготовка детей к школе, согласно Базовому компоненту дошкольного образования в Украине, предусматривает их физическое, эмоциональное, познавательное и личностное развитие, готовность к взаимодействию с окружающим миром, развитие специфических видов деятельности дошкольников, которые являются фундаментальными для дошкольного детства и определяют и обеспечивают адаптацию малыша к новому социальному статусу — школьника. Отношение к умению считать и особенно читать как основному показателю готовности к школе — неоднозначно. Часть ученых не видит крамолы в том, что ребенок научится читать еще в детском саду, остальные не советуют форсировать этот процесс, хотя настаивают на психологической, эмоциональной и познавательной составляющих развития.
Органы управления образованием как организация, которая предъявляет требования к педагогическому процессу и контролирует их выполнение. Если спросить у работников управлений образования разного уровня и методистов, проводят ли у нас экзамены для будущих первоклашек, как правило, они это будут отрицать. В то же время здесь всегда «подскажут» родителям, как лучше подготовить ребенка к школе. Соответствующие советы можно найти на официальных сайтах этих структур.
Итак, проанализировав сложившуюся ситуацию с переходом ребенка от пребывания в детском саду к учебе в школе, мы пришли к выводу: никто не отрицает существования в социальной практике процесса подготовки ребенка к школе. Этот процесс имеет определенный результат и может быть проверен на предмет соответствия требованиям. Возможно, вместо того чтобы запрещать «вступительные тестирования» или отрицать их существование, следует разработать для них четкие правила? Управленцы вместе с учеными должны определить: кто должен проводить такую проверку (детсад или школа, педагог или психолог), на основе каких диагностических методик и в какой форме (игра, собеседование, тестирование или вступительное испытание), в присутствии родителей или без них, в индивидуальной или групповой форме? Легализация этого явления может избавить детей от лишних стрессов и облегчить жизнь родителям.

Людмила ШЕЛЕСТОВА, ведущий научный сотрудник Института одаренного ребенка НАПН Украины, кандидат педагогических наук.

Справка

Киев — рекордсмен по количеству престижных школ. Треть всех лицеистов и гимназистов Украины учится в столице. Начальная школа есть в  структуре 83% гимназий и 52% лицеев, но только некоторые из них откровенно признаются, что набирают первоклашек на конкурсной основе.

 

 

Людмила ШЕЛЕСТОВА.

 

 

Первоклассница киевской гимназии № 56 Полина Донкова.

Фото Сергея КОВАЛЬЧУКА.