Вот уже более двух лет отсутствует движение поездов по популярным маршрутам Мариуполь—Ясиноватая—Одесса, Мариуполь—Харьков и т. д. Сегодня среди немногочисленных пассажиров — и местный житель Александр Минайлов, приехавший на вокзал лично убедиться, не открыто ли движение до Харькова.

 

— В местных СМИ были публикации, что, возможно, после Новогодних праздников откроют маршрут до Харькова, но в расписании его нет», — говорит потенциальный пассажир. — В справочной тоже ничего конкретного узнать не удалось. Раньше, когда сын был студентом, мы пользовались этим поездом не один год. Было очень удобно: вечером сел — и рано утром уже в Харькове. Сын мотался домой очень часто, ведь и билет по студенческому был со скидкой. Да и мы частенько наведывались к нему, когда после окончания учебы он стал работать. Сегодня у сына уже семья. Планировали привезти молодым необходимые в быту вещи. Однако сейчас поездку приходится откладывать. Автобусы ходят каждый день, но цены кусаются, да и места для багажа немного».


«После праздников». Но каких?


Тема возобновления железнодорожного сообщения между Мариуполем и Харьковом уже поднималась неоднократно в местных СМИ. В декабре прошлого года журналисты сайта 0629. com. ua обнародовали ответ, полученный из пресс-службы «Укрзалізниці».


«Планируется, что после праздников, когда закончатся массовые пассажирские перевозки, из свободного подвижного состава будет сформирован состав поезда сообщением Мариуполь—Харьков, информация о его графике и маршруте движения будет обнародована на официальном сайте ОАО «Укрзалізниця», — говорилось в ответе.


Какие именно праздники имелись в виду, непонятно. Наступил Новый год, потом Рождество, потом пришел февраль, а поезда как не было, так и нет. «Голос Украины» отправил соответствующий запрос в «Укрзалізницю», редакция долго и терпеливо ждала ответа. Увы, на момент подготовки публикации ответа из ведомства по этому вопросу не было.


Однако, похоже, интерес журналистов к теме повлиял на железнодорожников. В летнее расписание поездов, обнародованном 15 марта, включен беспересадочный вагон по маршруту Харьков—Мариуполь и Мариуполь—Харьков. Из первой столицы Украины вагон отправится 27 марта, а на следующий день — из приморского города. Время в пути — свыше 16 часов. Не самый быстрый, но удобный для пассажиров вариант. Достаточно ли будет одного вагона, идущего через Запорожье, Днепропетровск, Павлоград, для того чтобы удовлетворить пассажирский спрос, — покажет время.


«Получается, приоритеты сейчас — автобусному сообщению. Но там билеты намного дороже. Если семья содержит студента, а то и двух, — дорога получается накладной», — говорит еще одна жительница Мариуполя, Татьяна Николаевна. Как вариант — ехать с пересадками. «Внук до Днепропетровска едет киевским поездом, в Днепропетровске в 4 утра, а потом пересадка на электричку в полседьмого. И мы всю ночь колотимся, не спим, только все время созваниваемся», — жалуется бабушка студента Нона Кислица.


К слову, из Киева в Харьков можно добраться девятью (!) маршрутами. Стоимость автобусных билетов Мариуполь—Харьков составляет 380—420 грн.: по цене — это практически первый класс «Интерсити», а по качеству — конечно, без Интернета, удобных сидений, в холодном салоне зимой и душном летом, с багажом в ногах или на коленях, если в автобусном багажном отделении не хватит места. Да и скидку по студенческому билету вряд ли удастся получить.


Но выбирать-то не из чего. Вот и идут полные автобусы, где часть пассажиров — студенты, которые перевелись из университетов оккупированного Донецка в харьковские вузы, их родители и те, кто нашел работу в Харькове, потеряв ее в Мариуполе.

 

Мариуполь.
Донецкая область.

 

СПРАВКА

 

Сообщение Мариуполь—Харьков прервалось в январе 2015 года из-за подрыва железнодорожного пути и повреждения моста на перегоне Камыш—Заря—Розовка Донецкой железной дороги. Сейчас мост восстановлен.

 

Немногочисленные пассажиры могут воспользоваться только двумя рейсами на Киев и Львов и одной электричкой до Волновахи.


 Фото Евгения СОСНОВСКОГО.