Это подчеркнула председатель парламентского Комитета по вопросам науки и образования Лилия Гриневич во время выступления на общем собрании Национальной академии педагогических наук. Она напомнила о важной роли НАПН в сопровождении образовательных реформ и поблагодарила ученых, которые из-за «драматического сокращения бюджета академии» вынуждены работать в сложных условиях.

По словам президента НАПН Василия Кременя, «по сравнению с 2014-м годом, в прошлом году финансирование Академии по трем имеющимся бюджетным программам уменьшилось на 27 млн. 382,9 тыс. грн., или на 19,23 %». Это привело к вынужденному сокращению работников учреждений НАПН почти на 400 штатных единиц, сокращению 16 структурных подразделений, из-за чего не были начаты фундаментальные и прикладные исследования по нескольким темам.

Среди 59 действительных членов и 84 членов-корреспондентов НАПН (по состоянию на 1 января текущего года) почти 80 % не являются работниками Академии по основному месту работы. В прошлом году в подведомственных учреждениях НАПН исследования  осуществляли 1066 сотрудников, что на 22,2 % меньше, чем в 2014 году. Академия была вынуждена сократить набор в аспирантуру и докторантуру — на 78 и 68 процентов соответственно, существенно уменьшить количество слушателей, которые каждый год повышают на ее базе квалификацию, прекратить выпуск печатной продукции 32 наименований.

Повторение экстремальной ситуации в этом году подвело к черте, за которой уже не просто послабление, а необратимое разрушение научных коллективов и школ», подчеркнул Василий Кремень.

Скорее всего, академические институты ждет очередное сокращение, ведь согласно законам о научной и научно-технической деятельности и о госбюджете НАПН должна уже в первом полугодии сего года провести аттестацию подведомственных учреждений и внести предложения по их оптимизации.

Отчитываясь о деятельности НАПН за 2015 год, Василий Кремень напомнил, что работники Академии активно привлекались к разработке и экспертизе образовательного законодательства и документов, направленных на развитие социальной сферы. В прошлом году в Верховную Раду, Кабмин, министерства образования и науки, социальной политики, молодежи  и спорта по результатам завершенных научно-исследовательских работ было представлено 125 аналитических материалов, экспертных оценок и предложений к законодательству. Ученые НАПН принимали участие в подготовке предложений к новому закону «О научной и научно-технической деятельности» (который уже вступил силу), проектам законов «Об образовании» и «О профессиональном образовании», изменениям в законы «О дошкольном образовании», «Об общем среднем образовании», «О внешкольном образовании», Указам Президента «О Стратегии национально-патриотического воспитания детей и молодежи на 2016—2020 годы», «Об объявлении 2016 года Годом английского языка в Украине», готовили информационно-аналитические материалы к парламентским слушаниям о реформе образовательной сферы.

В настоящее время от НАПН ожидают рекомендаций по оптимизации сети средних учебных заведений (которую в правительстве и профильном министерстве начали называть «консолидацией») и созданию опорных школ.

До недавнего времени на одного учителя приходилось восемь учеников, а теперь — уже шесть. Поэтому избежать оптимизации сети невозможно, говорит Лилия Гриневич. Чтобы изменения были продуманными, «органам местного самоуправления надо дать научно обоснованные рецепты, каким образом консолидировать сеть». Кроме того, НАПН должна предоставить свои предложения по модернизации сети заведений профтехобразования с учетом потребностей региональных рынков труда, считает Лилия Гриневич. «Мы отдали экономику образования исключительно в руки Министерства финансов, и это — ключевая проблема», констатировала она. Вследствие такого «делегирования полномочий» реформа системы профтехобразования может привести к ее разрушению.

Чтобы заранее не настроить общественность еще и против будущей школьной реформы, надо привлекать научных работников к ее обоснованию и сопровождению. Как известно, проект нового закона «Об образовании» предусматривает переход к 12-летнему обучению и четкую профилизацию старшей школы. Но если не изменится содержание образования, общество будет против таких преобразований. Поэтому уже в 2016 году научные работники должны начать работу «над новыми стандартами образования новой украинской школы», отметила Лилия Гриневич.

По ее мнению, в проекте нового рамочного закона НАПН должен получить статус главной научно-экспертной организации в сфере образования.

 

 

Лилия Гриневич.

 

 

Василий Кремень.