Едва ли не каждый день бойцы, находясь на востоке страны, получают ранения. Некоторые из них могут привести к длительной потере трудоспособности, что исключает дальнейшее прохождение военной службы. Оформление льготного статуса становится необходимостью, ведь государство должно обеспечить достойное существование гражданина, отдавшего за него свое здоровье. «Голос Украины» обращает внимание на основные юридические моменты, которые важно знать в случае ранения на передовой, с дальнейшим оформлением статуса инвалида войны.

Инвалидами войны считаются лица, получившие ранения, контузии, увечья, заболевания во время защиты Родины, исполнения обязанностей военной службы. Если ранения не сопровождаются стойким расстройством функций организма, медико-социальными экспертными комиссиями определяется степень потери трудоспособности без установления инвалидности.

В случае если боец получил ранение, он может оформить статус участника боевых действий (поскольку участвовал в выполнении боевых задач) или статус инвалида войны (если ранение привело к стойкой потере трудоспособности). Согласно законодательству лицам, имеющим право на получение нескольких удостоверений согласно Закону Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты», выдается только одно удостоверение по их выбору. То есть либо удостоверение участника боевых действий, либо удостоверение инвалида войны. Однако стоит отметить, что статус инвалида войны имеет более широкие льготы по сравнению со статусом участника боевых действий (например, инвалиды войны пользуются 100% (а не 75%) скидкой платы за коммунальные услуги, имеет право внеочередного (а не первоочередного) обеспечение жильем и т. п.). Таким образом, в случае ранения, повлекшего стойкую потерю трудоспособности, бойцу лучше оформлять статус инвалида войны.

Как не стать дезертиром?

Неединичны случаи, когда по разным причинам раненый боец, не возвращаясь в воинскую часть для получения документов о прохождении военно-врачебной комиссии (ВВК), после или во время лечения отправляется домой. Напомним, что отпуск по состоянию здоровья предоставляется военнослужащему командиром воинской части, где он проходит службу, на основании постановления ВВК. Таким образом, неявка на военную службу после отпуска или из лечебного учреждения может расцениваться как дезертирство, целью которого является уклонение от прохождения военной службы. Поэтому во избежание ошибочных обвинений бойцу необходимо информировать командование о состоянии здоровья.

О каких документах не стоит забывать

В случае ранения во время участия в антитеррористической операции необходимо получить справку об обстоятельствах травмы в медицинской части, расположенной непосредственно в районе дислокации части, где военнослужащий проходил службу. Такая справка оформляется в двух экземплярах, один из которых подается в госпитальную (гарнизонную) ВВК, а второй хранится постоянно в личном деле военнослужащего.

Военный госпиталь или другое учреждение здравоохранения, которое проводит лечение, выдает военнослужащему выписной эпикриз и направляет в военно-врачебную комиссию. Воинская часть или военный комиссариат помогают в оформлении документов для прохождения ВВК.

Военно-врачебная комиссия устанавливает причинную связь травмы согласно заключению, указанному в справке об обстоятельствах травмы, и выдает постановление ВВК о причинной связи ранения (травмы, контузии, увечья).

Постановления ВВК о причинной связи заболеваний, ранений, контузий, травм, увечий чаще всего принимаются, например, с такими формулировками: «ранение, связанное с исполнением обязанностей военной службы» или «заболевание, связанное с прохождением военной службы». Если документы об обстоятельствах ранения на момент медицинского осмотра отсутствуют, то в постановлении ВВК отмечается, что боец получил заболевание, а не ранение, а после отпуска раненый считается годным к службе. От формулировки зависит и размер единовременного денежного пособия в случае установления инвалидности. Для сравнения: военнослужащему, инвалидность которого наступила в результате ранения, полученного им при исполнении обязанностей военной службы, в случае установления инвалидности, например, І группы выплачивается единовременное денежное пособие в размере 344 500 грн. Вместе с тем военнослужащему, инвалидность которого наступила в результате заболевания, связанного с прохождением им военной службы, в случае установления инвалидности І группы — 165 360 грн.

После прохождения ВВК воинская часть или военный комиссариат направляют военнослужащего в медико-социальную экспертную комиссию (МСЭК) Министерства здравоохранения, которая при наличии оснований устанавливает инвалидность и выдает соответствующую справку.

Поскольку в зону боевых действий лица отправляются с разным правовым статусом, перечень документов, которые являются основанием для предоставления статуса инвалида войны, отличается. Общим условием для всех категорий лиц является то, что получение ранения, контузии или увечья происходит во время непосредственного участия в антитеррористической операции в период ее проведения. Только после прохождения установленного порядка и наличия нижеуказанных документов лицо может обратиться в орган социальной защиты по месту проживания для получения удостоверения инвалида войны.

Военнослужащими и работниками созданных согласно закону воинских формирований подается справка медико-социальной экспертной комиссии о группе и причине инвалидности.

Работниками предприятий, учреждений, организаций, которые привлекались к обеспечению проведения антитеррористической операции, подаются: 1) справка медико-социальной экспертной комиссии о группе и причине инвалидности; 2) документы о непосредственном привлечении к выполнению задач антитеррористической операции (выписки из приказов, распоряжений, удостоверений о командировке, книг нарядов, материалов специальных (служебных) расследований по фактам получения ранений), а также документы, которые были основанием для принятия руководителями предприятий, учреждений, организаций решения о направлении лиц в такую командировку.

Лицами, защищавшими страну в составе добровольческих формирований, которые в дальнейшем были включены в состав созданных согласно закону воинских формирований и правоохранительных органов, подается справка медико-социальной экспертной комиссии о группе и причине инвалидности.

Лицами, защищавшими страну в составе добровольческих формирований, которые в дальнейшем не были включены в состав воинских формирований и правоохранительных органов, подаются: 1) справка медико-социальной экспертной комиссии о группе и причине инвалидности; 2) ходатайство о предоставлении статуса инвалида войны руководителя добровольческого формирования, в состав которого входило такое лицо, или командира (начальника) воинской части (органа, подразделения) Вооруженных Сил, МВД, Национальной гвардии или другого созданного в соответствии с законом воинского формирования или правоохранительного органа, во взаимодействии с которыми лицо выполняло задачи антитеррористической операции. К ходатайству прилагаются документы, подтверждающие участие лица в антитеррористической операции, или письменные свидетельства не менее двух свидетелей из числа лиц, которые вместе с таким лицом принимали участие в антитеррористической операции и получили статус участника боевых действий, инвалида войны или участника войны; 3) справка руководителя Антитеррористического центра при СБУ, Генерального штаба Вооруженных Сил о выполнении добровольческими формированиями задач антитеррористической операции во взаимодействии с Вооруженными Силами, МВД, Национальной гвардией и другими созданными согласно закону воинскими формированиями и правоохранительными органами, находясь непосредственно в районах антитеррористической операции в период ее проведения.

Волонтерами подаются: 1) справка медико-социальной экспертной комиссии о группе и причине инвалидности; 2) справка руководителя Антитеррористического центра при СБУ, Генерального штаба Вооруженных Сил о добровольном обеспечении или добровольном привлечении лица к обеспечению проведения антитеррористической операции или решение суда об установлении факта добровольного обеспечения или добровольного привлечения лица к обеспечению проведения антитеррористической операции в случае отсутствия указанной справки.