В детсадах Павлограда, Терновки и Павлоградского района на Днепропетровщине внедряется проект по обучению чтению по моей авторской методике.

 

Во время творческих заданий малыши охотно изучают азбуку. Эти буквы — настоящие непоседы: то прыгают с парашютом, то прячутся в комнате... «Раскрась букву, прилетевшую к тебе на парашюте!», «Слепи ее из пластилина», «Стань так, чтобы ты напоминал букву А», «Помоги аллигатору отыскать букву А в слогах, раскрась ее». Такие задания дети делают с удовольствием и даже не ощущают, что во время веселой игры они выполняют сложную интеллектуальную работу — учатся читать.


Проект осуществляется при финансовой поддержке общественной организации «Благотворительный фонд содействия социально-экономическому развитию Западного Донбасса», учредителем которого является народный депутат Украины Артур Мартовицкий. Собственно, по его инициативе методика была предложена к использованию в местных дошкольных учебных учреждениях. По мнению парламентария, государство в партнерстве с неправительственными организациями должно помогать педагогам внедрять современные научные разработки в практику дошкольного воспитания и способствовать интеллектуальному развитию детей.


Одним из примеров такого партнерства является методика «Развивающее чтение», которая внедряется в дошкольных учебных учреждениях разных регионов страны. 


Согласно стандартам дошкольного образования (Базовому компоненту дошкольного образования в Украине), обучение чтению детей такого возраста не является обязательным. Малыш должен знать только алфавитные названия букв. Возникает вопрос: с какой целью дошкольнику нужно учить эти названия?


Малыш — это творческая, деятельная личность, которая хочет любое полученное знание реализовать на практике. В этой ситуации требование знать буквы и не учиться читать выглядит странно и нелогично. Более того, в четырехлетнем возрасте у ребенка возрастает интерес к познанию мира, в частности, к познанию букв, чтению книг. Поэтому торможение потребностей ребенка, запрет учиться чтению так же губительны для него, как и чрезмерное форсирование этого процесса.


Напомню: несмотря на официальный запрет проводить тестирования будущих первоклассников при приеме в школу, в реальной жизни они существуют (об этом писал «Голос Украины» в материале «Подготовка ребенка к школе: как устранить противоречия?» от 26.02.2016 г., №37). Если у ребенка при приеме в школу не сформированы элементарные навыки чтения, он попадет в стрессовую ситуацию. Кроме того, среди преподавателей начальной школы бытует мнение: если ребенок не читает, то в 1 классе ему будет очень сложно начинать обучение.


Поэтому, по моему убеждению, стоит еще в садике удовлетворять потребности ребенка в познании и ознакомлении с буквами, а также в постепенном, без поспешности и чрезмерной нагрузки, овладении навыками чтения слогов и слов. Лучше, если этим будут заниматься воспитатели дошкольных учреждений, которые могут делать это профессионально, используя наработки ученых. На это направлена моя авторская методика «Развивающее чтение».


Она предусматривает научно обоснованное приобщение к чтению детей дошкольного возраста и базируется на психолого-педагогических данных о сенситивности (чувствительности) и других потенциальных возможностях дошкольного возраста. Я в первую очередь ориентировалась на ценности и интересы ребенка, развитие его внутренних сил. Цель методики — формирование элементарных навыков чтения у детей дошкольного возраста, а также обогащение словарного запаса малышей и представлений об окружающей среде, развитие мышления, восприятия, воображения, мелкой моторики, навыков разных видов продуктивной деятельности.


Методика легла в основу рабочей тетради «Учимся читать», которая состоит из двух частей: по первой дети учатся читать слоги и слова, по второй — слова, словосочетания, предложения и коротенькие, на 4 строки, тексты. Каждая часть пособия является логически выстроенной системой учебно-развивающих заданий. В них сначала акцентируется внимание на тех видах деятельности, которые нравятся детям и какие они легко выполняют, а затем — уже на самом чтении. Это позволяет ребенку овладевать навыками чтения в собственном темпе, двигаясь от простого к сложному.


Обучение проходит в форме игры. Так, для изучения одной буквы малышам предлагается 5—6 заданий с использованием разных видов деятельности (рисование, лепка, вырезание, пение, физические упражнения), призванные сделать разнообразным их деятельность, удивить и порадовать. Формирование навыков чтения предлагается осуществлять с привлечением природного и иллюстративного материала, что позволяет совместить в познавательной деятельности ассоциативно-образное и логическое мышление.


Дети играют, рисуют, вырезают и незаметно для себя овладевают навыками чтения. Одним из весомых преимуществ методики «Развивающее чтение» является внимание не только к технической стороне процесса чтения, но и к реализации его воспитательных и развивающих возможностей, направлению интереса детей к познанию, повышению мотивации; эмоциональное и социальное развитие дошкольников. Решению этих задач способствует современное содержание чтения.


Обе части книги выполняют двойную функцию: рабочей тетради для детей и пособия для взрослых по организации и методике обучения. Они адресованы одновременно воспитателям и родителям, которые должны согласовывать свои действия и избегать противоречий и ошибок в обучении детей. Так взрослые постепенно, без переутомления и перенагрузок, будут учить ребенка читать и способствовать его развитию. А малыш познает интересный мир книги и не получит стресс при приеме в школу.


Людмила ШЕЛЕСТОВА, канд. пед. наук, ведущий научный сотрудник Института одаренного ребенка НАПН Украины.

 

Малыши из столичной школы-садика «Пролісок», как и их ровесники с Днепропетровщины, изучают «непоседливые буквы» по методике «Развивающее чтение».

Фото из архива автора.