— считают представители просвещенского сообщества южных регионов Украины, принявшие участие в работе выездного заседания Комитета Верховной Рады Украины по вопросам науки и образования, которое состоялось недавно в Николаеве

Ведущей темой заседания (на нимке) были определены региональные аспекты обеспечения функционирования и качества дошкольного, общего среднего, внешкольного, профессионально-технического и высшего образования. Однако сугубо местная проблематика, как и победные реляции, которыми по обыкновению «грешат» просвещенские мероприятия, в тот день в выступлениях почти не звучали.

Зато звучала тревога. Украинское образование ныне стоит на пороге кардинальных перемен во всех его звеньях. Судя по выступлениям представителей региональных учебных заведений, осознание необходимости образовательных реформ, обусловленных теми глобальными процессами, которые происходят в мире, сегодня есть даже в самой отдаленной глубинке. Уже по собственному опыту просвещенцы понимают: если сейчас наше образование будет не в состоянии дать достойный ответ тем вызовам, которые встали перед обществом, украинская молодежь и дальше будет уезжать в поисках достойной судьбы за границу.
Однако это не первая образовательная реформа со времен завоевания нашей страной независимости. Едва ли не ежегодно что-то менялось, чиновники бросали образование из одной крайности в другую, а в результате, по большому счету, все свелось к сокращению финансирования и вообще ухудшению качества образовательных услуг. Как отмечали педагоги, улучшения ни одно звено образования почему-то так и не ощутило.
Поэтому теперь, когда готовятся к принятию базовый закон Украины «Об образовании» и целый ряд специальных законопроектов, просвещенцы выразили обеспокоенность тем, что реформирование отрасли из-за своей не-
продуманности снова не даст ожидаемого результата. Зато лишь разбалансирует существующую систему, а то и вообще приведет к ее уничтожению.
Тем более пока, как отмечали представители образования, имеем большей частью негатив: несвоевременно выданные дипломы, недовезенные учебники, незакупленные автобусы. А еще — сумасшедшую кучу отчетов, возложенную на плечи руководителей учебных заведений. Так, по словам начальника управления образования Южноукраинского городского совета Юрия Синчука, от просвещенцев сегодня требуют отчитываться даже о преодолении бедности в Украине. «Мы не можем выяснить, на каком уровне оно требуется — на уровне министерства или местном. Одинаковая отчетность предоставляется управлению соцзащиты, управлению молодежи, культуры и спорта, службе по делам детей и т. п. Сегодня у меня в горуправлении образования работают 54 работника, из которых 34 — это отчитывальщики», — отметил Ю. Синчук.
В своем выступлении он сумел довольно остроумно «препарировать» большинство проблем образовательной отрасли и предложить собственное видение путей их решения, за что получил почти театральные аплодисменты от присутствующих в зале коллег. В частности, управленец из Южноукраинска предлагал хотя бы частично распространить образовательную субвенцию на внешкольные учебные заведения, не допустить в процессе введения 12-летки перегрузки образовательных программ, вернуться к практике единого учебника и т. п.
Едва не в каждом выступлении просвещенцы, обращаясь к членам комитета и представителям профильного министерства, которые также принимали участие в заседании, требовали реформировать отрасль осознанно, последовательно и взвешенно. И просили чиновников при принятии решений прислушаться к мнению тех, кому внедрять их в жизнь. Ведь с киевских холмов, отмечали они, не всегда видно, как живут регионы, с какими проблемами ежедневно сталкивается обычная школа в глубинке.
Например, директор Херсонской ООШ №56 Светлана Микитюк уже сегодня прогнозирует сопротивление, которое встретит в обществе введение требования об отделении старшей школы. «Как отделить старшую школу в «спальном» микрорайоне? Родители утром идут на работу, а старший ребенок идет в школу и ведет младшего. Как быть, если это будут разные территории? Поэтому мы просим при внесении изменений относительно обособления старшей школы предусмотреть переходный период для учета личных интересов родителей и их детей, обучающихся в разных типах образовательных учреждений», — предложила она.
«Мы не возражаем против необходимости перемен, — подчеркнула в своем выступлении заведующая кафедрой математики и методики ее обучения Южноукраинского национального педагогического университета имени К. Ушинского Светлана Скворцова. — Но все перемены должны быть обоснованными, проверенные на экспериментальных площадках, и только после получения положительных результатов, после обсуждения они могут быть внедрены в практику».
Но пока предложенные реформы вызывают в просвещенской среде больше вопросов, нежели ответов. В частности, педагогов волнует, как введение 12-летки коррелируется с демографической ситуацией в стране, какая роль в системе образования будет отведена колледжам и техникумам, ждать ли реальной поддержки от государства молодым ученым, будет ли когда-то у украинского учителя приличная зарплата и т. п.
Обсуждали также недостатки концепции оптимизации сети учебных заведений, судьбу внешкольного образования, отсутствие доступа к качественному образованию детей-инвалидов, а также законодательные «ловушки», которые мешают привлекать в образование дополнительные средства.
Ведь, кроме того, что реформы должны быть хорошо продуманными, с четким пониманием последствий, они еще должны иметь достаточное финансовое обеспечение, считают просвещенцы. В частности, эту тему затрагивали в своих выступлениях руководители департаментов образования и науки Николаевской и Херсонской областей Алла Велиховская и Евгений Криницкий.
Взять для примера хотя бы программу создания опорных школ. Идея и цель оптимизации школьной сети вполне понятна, но спрашивал ли себя хоть кто-то: а как при отсутствии транспорта сельский ребенок доберется до такой школы, ведь расстояние иногда достигает более 60 километров? Если Николаевский областной совет смог выделить 19 миллионов гривен и закупить 16 школьных автобусов, то на Херсонщине местные бюджеты едва наскребли на девять.
И до начала учебного года при нынешних условиях местные громады едва ли смогут найти необходимые средства, считает начальник образовательного департамента Е. Криницкий. По его мнению, снижение нормы участия местных бюджетов в софинансировании программы «Школьный автобус» с 50 до хотя бы 30 процентов способствовало бы решению этой проблемы.
А в целом украинское образование, считают просвещенцы, давно нуждается в новых, современных подходах к финансированию. О том, как привлечь на рынок образовательных услуг средства реального сектора экономики и благодаря инвестициям повысить качество образования, дискутировали участники отдельного совещания ректоров высших учебных заведений южных областей, состоявшегося в рамках заседания профильного парламентского комитета. Свои предложения по этому поводу, изложенные на 50 страницах, руководители вузов передали парламентариям.
В этот же день члены комитета вместе с представителями Академии педнаук и МОНУ посетили несколько учебных заведений города и встретились с представителями ПТУЗ, которые призвали их учесть большую социальную роль системы профетхобразования и не допустить ее уничтожения. Как справедливо отметил один из участников встречи, директор Ново-одесского профессионального аграрного лицея Василий Украинец, «кризис в экономике пройдет, и стране снова станут нужны рабочие кадры».
Таким, довольно насыщенным, оказался день парламентариев в Николаеве. Однако, как считает народный депутат от Николаевщины Тарас Креминь, выездные заседания парламентских комитетов в регионы — это уникальная возможность держать руку на пульсе жизни. Кроме того, такие широкие дискуссии в профессиональном кругу, по его мнению, — «лучший способ найти консолидированный ответ на вызовы времени».
«Нам с коллегами бы-ло интересно послушать мнение просвещенцев, которые будут внедрять нормы законов, нами принимаемые. Ибо принимать законы через со-противление этих людей, принимать законы, не имеющие соответствующего обеспечения, — это путь в никуда. Именно поэтому в проекте решения комитета мы записали, что МОН должно предоставить аналитику относительно экономического, юридического и финансового обеспечения внедрения образовательных законов. Нельзя принимать такие сверхважные законы вслепую. Только прислушавшись к предложениям просвещенцев, мы вместе с МОН сможем заложить все необходимые сущности для стопроцентной имплементации законопроектов», — сказал в комментарии местным СМИ первый заместитель председателя Комитета по вопросам науки и образования Александр Спиваковский (на снимке).

По его словам, по итогам выездного заседания будут разработаны рекомендации как для Верховной Рады, так и для правительства, в частности Министерства образования и науки Украины.

Фото предоставлено пресс-службой народного депутата А. Спиваковского.