К 90-й годовщине со дня убийства Симона Петлюры

 

Национально-освободительная борьба 1917—1921 гг. породили плеяду выдающихся деятелей. Симон Петлюра был одним из ярчайших представителей того времени.

 

Симон Петлюра (1879—1926 гг.) родился в Полтаве, учился в духовной семинарии. Сотрудник и редактор украинских изданий в Киеве, Львове, Москве (1902—1917 гг.). После Февральской революции 1917 г. — председатель Украинского военного комитета Западного фронта, делегат І Всеукраинского военного съезда в Киеве (май 1917 г.), на котором был избран председателем Украинского генерального военного комитета. В Генеральном Секретариате Центральной Рады — генеральный секретарь военных дел, один из активных творцов украинского войска. В декабре 1917 г. из-за расхождений в Генеральном Секретариате по поводу путей военного строительства покинул свою должность. В начале января 1918 г. стал командующим гайдамацких лагерей Левобережной Украины, играл ведущую роль в подавлении большевистского восстания в Киеве. После гетманского переворота в конце апреля 1918 г. был арестован властью, а после освобождения присоединился к тем, кто готовил восстание против гетмана. В ноябре 1918 г. назначен главным атаманом республиканских войск. 11 февраля 1919 г. возглавил Директорию УНР и взял на себя ответственность за судьбу украинской государственности. В борьбе с большевиками стал на путь сотрудничества с Польшей. В ноябре 1920 г., после поражения в освободительной борьбе, отправился с правительством и армией УНР в Польшу. Для возрождения УНР искал дипломатическую поддержку на Западе. Для этого в 1924 г. переехал во Францию. Начал издавать еженедельник «Тризуб» (1925 г.).


25 мая 1926 г. около двух часов дня в Париже, на углу улицы Расин и бульвара Сен-Мишель, Симона Петлюру застрелил Самуил Шварцбард. Мотивом он назвал месть за погромы еврейского населения в Украине, якобы совершенные С. Петлюрой и его войсками. Сразу появилась версия, что С. Шварцбард — большевистский агент, а месть — только повод избежать наказания.


Смерть Симона Петлюры глубоко поразила украинский народ на Родине и за ее пределами. В ведущих центрах украинской эмиграции были организованы комитеты для почтения его памяти. Самую активную деятельность проводил Пражский комитет. Предполагая, что во время судебного процесса в адрес покойника будут звучать обвинения в антисемитизме, Пражский комитет призвал украинскую эмиграцию присылать документы разных органов власти УНР, касавшиеся прав еврейского населения в Украине, защиты от погромов, возмещения материального ущерба и участия евреев в освободительной борьбе на стороне украинского народа. Просилось сообщать «...имена, фамилии и адреса лиц, которые были наглядными свидетелями погромов, или принимали участие в пресечении погромов, в суде над виновными, или давали или выполняли определенные распоряжения или меры по охране жидовского населения...». Здесь и дальше по тексту при цитировании документов употребляется этноним «жид» и производное «жидовский», которые традиционно использовались в тогдашнем украинском языке.


Судебный процесс начался 18 октября 1927 г. Шварцбард подтвердил, что убил Петлюру по мотивам мести. Адвокаты семьи погибшего пытались доказать политический характер убийства, приводя многочисленные доводы и показания свидетелей и опровергая обвинение в личной причастности Петлюры к погромам. 26 октября Шварцбард большинством голосов присяжных был оправдан. Он переехал в Южную Африку. В 1938 г. просил у английской власти разрешения на въезд в Палестину, но ему отказали как террористу. 3 марта 1938 г. Шварцбард внезапно умер от сердечного приступа в Кейптауне, где и был похоронен.


Украинского лидера похоронили на знаменитом парижском кладбище Монпарнас. Здесь нашли свое последнее пристанище дочь Симона Петлюры — Леся (1942 г.) и жена Ольга (1959 г.).


Далее подаются выписки из документов, показывающие реакцию украинской эмиграции на эти события (авторская стилистика, орфография и пунктуация сохранены).


Из еженедельника «Тризуб» №8 от 31 октября 1927 г.


«[...] Очень ценное для нас явление — то, что такие серьезные газеты, как официоз французского правительства «Le Temps», или большие и уважаемые органы как «Le Fіgaro» и «L’Echo de Parіs», которые безусловно читаются и за пределами Франции — проявили не только интерес к этому процессу в доброжелательных и благосклонных тонах, но поддерживали и поддерживают украинское освободительное движение [...].
...мы можем с радостью констатировать, что «Le Fіgaro», «L’Echo de Parіs», «L’Avenіr», «L’Actіon Franсaіse» и т. п., явно и откровенно стали на позицию нашу относительно настоящей физиономии убийцы С. Петлюры и не переставали его считать подосланным агентом большевицкой Москвы [...]».


Из резолюции Украинской радикально-демократической партии. Не ранее 25 мая 1926 г.


«[...] Украинское национальное движение столетия шло тяжелым путем возрождения угнетенного народа украинского; в основу этого движения легли принципы демократизма, социальной и национальной справедливости. И когда 22-го января 1918 г. [...] Украина провозглашена была независимой демократической республикой, украинский народ, без принуждения и нажима, по чистой воле своей, призвал как братьев, к совместной государственной деятельности в общей родине, представителей всех национальных меньшинств, которые издавна жили на Украинской территории, — а в том числе и представителей жидовского населения Украины.

Свидетельство тому снаружи — национально-персональная автономия для всех национальных меньшинств Украины, которая была установлена уже в самом начале государственной жизни Центральной Радой, и портфели министров не украинцев по делам каждого отдельного национального меньшинства. И Симон Петлюра был одним из активных инициаторов и творцов указанных государственных учреждений, которые были ярким проявлением — первым по времени в Европе — глубокого понимания демократизма и национальной справедливости. Жидовское национальное меньшинство в Украине, в меру своих сил, использовало эти благородные государственные учреждения. В период Украинской народной республики украинские граждане жидовского происхождения часто занимали высшие должности в государственных учреждениях, а в состав правительства Украинской Народной Республики и на территории Украины и позже — в эмиграции — постоянно входил жид-министр по делам жидовского национального меньшинства [...]».


Из резолюции ЦК Украинской социал-демократической рабочей партии. 22 июня 1926 г.


«[...] Центральный комитет УСДРП протестует наиболее торжественно перед миром против нанесенной целому украинскому революционному движению тяжелой обиды, которую допускает часть прессы, поддерживающая обвинения убийцы Шварцбата, брошенные в адрес погибшего Симона Петлюры [...]. ЦК напоминает миру положение украинской революционной демократии, в состав которой входят социал-демократы, социалисты-революционеры и радикально-демократические партии, по делам жидовского вопроса и страшного явления погромов:


[...] В борьбе с Украинской Народной Республикой московским коммунистам, искавшим опору в местном элементе, осталась только поддержка в большевизированной части русского рабочего класса и жидовской молодежи, которая с идеалистическим восторгом шла под флаг большевизма. Она была готова на разные жертвы. Организованные ею преждевременные восстания против украинской власти по городкам, ее участие в работах ненавистной населению «чеки» — это были непосредственные причины, которые использовали реакционные элементы, чтобы пробуждать кровожадность у тех, кто столько вытерпел от большевиков и осуществлять кровавую месть снова на второй части невиновного населения. [...] большевики снова использовали это печальное явление для обострения отношений между Жидами и Украинцами.


Преступная деятельность обеих на деле реакционных сил — контрреволюционных и большевизма создавала огромные трудности перед украинской революционной демо[кратией]. [Проводилась] непрерывная борьба революционного правительства против большевицких методов и против замаскированной контр[революции]:


— были назначены политические комиссары социал-демократы и социалисты-революционеры для чистки войска от контрреволюционных элементов;


— чистка проводилась в административных аппаратах;


— создана отдельная комиссия для расследования жидовских погромов;


— отдельно объявлена смертная казнь за участие в погромах;


— погромщиков отдавали под суд и расстреливали;


— потерпевшим от погрома назначалась чрезвычайная помощь (например, принято Советом Министров 19-VІІ 1919 г. 11 миллионов гривен);


— издавались манифесты к населению от правительства и от Председателя Директории С. Петлюры;


— издавались приказы по армии и воззвания к войску от Главного Атамана С. Петлюры.


Где украинская демократическая власть закрепляла за собой определенную территорию, там бесчинства исчезали, население, в том числе и жидовское отдыхало, нормальная жизнь — торговля, коммуникации, промыслы, школы, политические свободы восстанавливалась [...]. Обвинять в насилии над жидами украинское правительство или вообще проводников украинского революционного движения так же нет оснований, как и возлагать на них ответственность за погромы, которые осуществляли на территории Украины некоторые банды грабителей, части большевицкой армии и армия Деникина [...]».


Ирина ЖУРЖА, ведущий научный сотрудник Центрального государственного архива общественных объединений Украины, кандидат исторических наук.

 

Симон Петлюра. 1919 год.

 

 

ПОДРОБНОСТИ

 

Из протеста-обращения украинских студенческих организаций в эмиграции. Не ранее осени 1926 г.


«[...] Мы, украинские студенты Высоких школ Чехословакии, Австрии, Польши, Хины (Китая. — Авт.), Бельгии, Вольного города Данцига, Югославии, Франции и других государств этим выражаем перед студенчеством и обществом целого культурного мира свой торжественный протест против неслыханного вранья, клеветы, фальсификации и подкупа, с помощью которых враги украинского народа пытаются направить по ложному пути публичное мнение целого культурного мира, и французского народа в частности, замаскировать настоящих авторов и истинные мотивы грубого, подлого убийства [...] Симона Петлюры, да еще и запятнать честное имя покойного и целого украинского народа обвинениями в погромах [...].


[...] Мы торжественно свидетельствуем перед целым миром, что украинский народ не имел и не имеет чувства ненависти к жидовскому народу, с которым он живет тысячелетия на одной территории. Мы решительно протестуем против обвинения С. Петлюры, украинской армии и украинского народа в насилии над жидовским населением в период борьбы 1919—1920 гг.


Мы, украинские студенты, практически все принимавшие активное участие в этой борьбе либо в войске, либо на правительственных должностях, откровенно, с поднятой головой, перед лицом целого мира заявляем, что С. Петлюра, и украинское правительство не только не приказывали осуществлять жидовские погромы, как утверждают враги наши, но, наоборот, всегда и всюду, всеми средствами, которые имелись в их распоряжении, защищали мирное население Украины, без разницы национальности, от всяких злоупотреблений, насилия и эксцессов [...].


[...] Мы протестуем против сеяния национальной ненависти путем неправдивых, тенденциозных публикаций в прессе, инспирированных врагами мирного, братского сожительства народов. Мы протестуем против бесчестного, недостойного культурного гражданства способа, которым большевики — эти действительные авторы убийства С. Петлюры, — пытаются повлиять на французских судей и отравить их врожденное, высокое чувство правды [...]».

 


На снимке: страница еженедельника «Тризуб» с изображением могилы С. Петлюры в Париже. 1927 год.