Народный депутат Виталий Курило считает, что одна из главных причин — бюрократическое сопротивление.


Среди важных вопросов, которые парламентарий решает в своем округе, значительное место занимает административная реформа. По мнению Виталия Курило, этот важный процесс пробуксовывает не только на Луганщине, и объективные причины подобного положения прежде всего связаны с бюрократической системой.


— Образно говоря, если вы стали чиновником, а завтра вам скажут, что увольняют с работы, то у любого человека срабатывает инстинкт самосохранения. Именно этот механизм и включили сегодня чиновники районных советов и администраций, ведь с созданием громады отпадет необходимость в таком управленческом звене, как район, и нынешние чиновники останутся без работы, — объясняет он.


Недавно Виталий Курило побывал в Польше, где изучал опыт по проведению такого реформирования. Так вот, поляки оставили трехступенчатую административную систему — гмины, уезды и воеводство, но утверждают, что второе звено — уезд — не нужно, потому что тормозит процесс. Ликвидировать его сегодня они не могут из-за сопротивления чиновников, но на завершающем этапе в 2022 году настроены от уездов таки избавиться. И нам рекомендуют при создании структуры лучше районы не «лепить», потому что это звено просто не нужно.


— По закону у нас не должно быть районов, — констатирует Виталий Курило. — Но они хотят жить, существовать, для чиновников власть становится сладкой и отказаться от нее тяжело. Таким образом, в определенной степени существует бюрократическое сопротивление, на преодоление которого требуется время. Там, где хотели создать громаду, — она уже есть. В Новопскове, например, был активный поселковый голова прошлого созыва, который все закрутил и добился успеха. В Белокуракино создали громаду. К сожалению, на других территориях сидят и осматриваются, что-то выжидают. А что? Бюджеты у них теперь выросли. Там, где было 100 тысяч гривен, стал миллион. Уже и не хочется расставаться с этим бюджетом. Но вопреки всему процесс реформирования — объективный и необратимый. Не может такого быть, что одна часть страны живет по одним законам, другая — по иным. Все равно процесс пойдет дальше.


Когда разговор заходит об административном реформировании, часто можно услышать, что, дескать, люди мало проинформированы об этом процессе. У В. Курило иное мнение: если человек хочет перемен, то он ищет резервы и возможности, а если ждет с моря погоды, то ему дела ни до чего нет.


— Например, в Сватовском районе, — объясняет он, — планируют создать три громады — Сватовскую, Нижнедуванскую и Мисткивскую. Район вытянутый по территории, и согласно закону здесь целесообразно создать три громады. Но мне начинают рассказывать, что в районе живут патриоты, а посему они сделают все возможное, чтобы район сохранился в том виде, как он есть. Я не понимаю такого патриотизма. В Старобельском районе возможна и одна громада, но два населенных пункта выступили с инициативой создать две. Одна из них — село Шульгинка. Собрали сельских голов и заявили: не хотим быть под Старобельском, у нас есть шанс сохранить наши села и дать им второе дыхание, новое развитие. Сейчас с шульгинцами работают разные фонды, которые просчитывают, насколько эта громада может быть финансово состоятельной, может ли прожить на заработанные средства, будет ли им хватать государственных субвенций? Если расчеты будут не в пользу громады, тогда, вероятно, Шульгинка «пойдет под Старобельск». Это правильный, неформальный подход. К сожалению, остальные продолжают ждать с моря погоды...

Луганская область.