Еще в начале двухтысячных, присоединившись к Болонскому процессу, Украина взяла на себя обязательство по приведению качества национального образования в соответствие с европейскими стандартами.

Серьезным прорывом на этом пути могло бы стать создание Национального агентства по обеспечению качества высшего образования (НАОКВО) — независимого профессионального научно-экспертного органа, который взял бы на себя реализацию государственной политики в этой сфере. В большинстве стран мира, которые у нас принято называть цивилизованными, именно подобные независимые учреждения (а не чиновники) проводят лицензионные экспертизы и аккредитацию высших учебных заведений, занимаются вопросами присуждения научных степеней, согласованием образовательных стандартов, составлением рейтинга университетов, формированием перечня специальностей и т. п. Это позволяет беспристрастно коррелировать образовательные стандарты с реальными потребностями рынка труда и общественным запросом.

В Украине же, как и в большинстве постсоветских стран, требования к качеству высшего образования до сих пор формулируют и проверяют исполнители (министерские чиновники), а не заказчики образовательных услуг. Как результат — нынешнее катастрофическое состояние нашей высшей школы, ее несоответствие тем вызовам, перед которыми нынче оказалась Украина.

Политика управления качеством образования в нашем государстве давно нуждалась в усовершенствовании, посему должна была стать неотъемлемой и крайне важной частью образовательной реформы. Именно поэтому два года назад просвещенское и академическое сообщества одобрительно восприняли Закон «О высшем образовании», в котором наконец была заложена норма о создании Национального агентства по обеспечению качества высшего образования.

К тому же это вполне отвечало острому общественному запросу на внедрение такой системы, которая бы превратила украинские вузы из «фабрик по выдаче дипломов» в пространство по подготовке современных специалистов, затребованных не только внутри страны, но и на международном рынке труда.

Начало функционирования НАОКВО, без преувеличения, могло стать для общества одним из реальных и весомых примеров реализации настоящих реформ в системе образования.

Но, к сожалению, не стало...

Путь к созданию Национального агентства по обеспечению качества высшего образования оказался непростым и очень тернистым.

Первый состав НАОКВО должен был быть сформирован еще летом минувшего года. Если быть точным, то в течение девяти месяцев со дня вступления в силу закона о высшем образовании, то есть до 6 июня 2015-го.

Согласно закону Национальное агентство является независимым и коллегиальным органом. Высшие учебные заведения, Национальная и отраслевые академии наук, работодатели и органы студенческого самоуправления должны были делегировать в его состав 25 своих представителей.

Выборы охватили сотни университетов и институтов, трудовые коллективы и ученые советы. Среди достойников, которые были избраны в состав НАОКВО, — три академика и пять членов-корреспондентов национальных академий наук, 15 докторов и шесть кандидатов наук, семеро из избранных имеют почетные звания заслуженного работника образования, заслуженного деятеля науки и техники или заслуженного деятеля искусств Украины.

Кстати, на выборы уже израсходовано немало государственных средств: избрание одного члена НАОКВО от высших учебных заведений обошлось системе образования в 100 тысяч гривен.

...С 1 сентября прошлого года новообразованное Национальное агентство приобрело полномочия, предусмотренные Законом Украины «О высшем образовании», и должно было заработать на полную. Однако с тех пор дело так и не сдвинулось с места.

Палки в колеса новообразованному Агентству вдруг начало вставлять... профильное министерство. Бывшее руководство МОН почему-то любым способом пыталось заблокировать начало работы НАОКВО. Всячески затягивало вынесение на рассмотрение правительства вопроса о назначении его руководящих органов. Постоянно игнорировало выполнением мер по обеспечению деятельности Нацагентства, предусмотренных законодательством. А средства, выделенные из госбюджета на обеспечение работы НАОКВО в 2015 году, вообще были переданы на празднование юбилея одного из украинских вузов.

Ухищрения, к которым прибегало бывшее руководство образованием, чтобы помешать работе независимого агентства, были видны невооруженным глазом. Поэтому просвещенское сообщество возлагало большие надежды на новую команду, которая пришла в руководство МОН. Думалось, что многострадальное НАОКВО наконец получит «зеленый свет». Тем более что Лилия Гриневич в своей первой речи в качестве министра образования, провозглашенной с парламентской трибуны, заверила, что Национальное агентство по обеспечению качества высшего образования начнет функционировать уже в ближайшее время.

Однако чуть позже на сайте МОН появился план действий новой команды, из которого стало понятно: придется снова подождать. По непонятным причинам старт работы агентства был перенесен с «ближайшего времени» аж на сентябрь 2016 года.

Вместе с тем министерство издает приказ «О некоторых вопросах проведения аккредитации направлений подготовки, специальностей» (от 12.05.2016 г. №498), а уже 8 июня вносит на рассмотрение Кабмина постановление с красноречивым названием «Об утверждении состава акредитационной комиссии». То есть, несмотря на Конституцию Украины, Закон «О высшем образовании», создается некий орган под названием «аккредитационная комиссия», существование которого не предусмотрено ни одним законодательным актом Украины, а посему не наделено никакими законными полномочиями.

К сожалению, не внес ясности относительно дальнейшей судьбы агентства и обнародованный министерством на прошлой неделе «План по обеспечению начального этапа деятельности НАОКВО». Этот продукт чиновничьего творчества, хотя и состоит аж из 49 пунктов, при детальном изучении похож, скорее, на пошаговый план, как «заговорить» начало работы этого независимого учреждения.

То есть процесс образования Национального агентства по обеспечению качества высшего образования явно в очередной раз сворачивает на тернистый путь.

Тем не менее уже сейчас дальнейшее невыполнение требований Закона «О высшем образовании» и игнорирование правительственных решений относительно создания НАОКВО порождает целый ряд проблем и правовых коллизий, а самое страшное — запускает процесс дальнейшего разрушения системы образования.

Дело в том, что профильное Министерство, взяв на себя функции и полномочия Национального агентства по обеспечению качества высшего образования, действует незаконно. МОН каждый раз грубо нарушает закон, когда выдает лицензии высшим учебным заведениям. Когда проводит аккредитацию образовательных программ. Когда принимает решения о присуждении или лишении научных степеней. Когда образовывает или ликвидирует специализированные ученые советы...

Даже когда разрабатывает и вносит на рассмотрение Президента Украины и правительства проекты актов по вопросам, относящимся к полномочиям Национального агентства! Один из таких нормативных актов, который мог иметь разрушительные для национальной системы высшего образования последствия, стал внесенный МОН Перечень областей знаний и специальностей, по которым осуществляется подготовка соискателей высшего образования. Согласно законодательству разрабатывать этот перечень должна была не кучка министерских чиновников, а НАОКВО вместе с вузами. Тогда из перечня точно не «выпали» бы такие важные для общества специальности, как медицинская физика, социальная география, экология, метеорология и еще огромная куча инженерных, технических и военных специальностей.

И самое страшное, на наш взгляд, не то, что министерские чиновники, продолжают вопреки законодательству реализовать не присущие им функции, создавая предпосылки для коррупционных действий. А то, что подобная ситуация консервирует неэффективную систему оценки качества высшего образования, блокирует ее развитие, не позволяет интегрироваться в европейское образовательное пространство.

В результате мощный импульс, который дал реформам в образовательной сфере новый Закон «О высшем образовании», понемногу угасает. Это дискредитирует реформы, подрывает доверие к ним в обществе, создает атмосферу разочарования и недовольства в просвещенской и академической среде.

Допустить дальнейшее грубое нарушение закона просто нельзя. Национальное агентство по обеспечению качества высшего образования должно заработать и по возможности скорее. И профильный парламентский комитет сделает для этого все от него зависящее.

Ибо, похоже, мы скатываемся в пропасть. Вместо того, чтобы повышать качество и уровень высшего образования, закладывая тем самым основания для динамического инновационного развития нашей страны, мы постоянно придумываем то какие-то искусственные преграды, то ищем свой, особый путь. Как результат — за внедрение Болонского процесса Украина получила от Европейской комиссии 2,2 балла из пяти возможных и заняла «почетное» 47-е место из 47. Хуже, как видите, уже просто некуда...

Александр СПИВАКОВСКИЙ, первый заместитель председателя Комитета Верховной Рады по вопросам образования и науки.