Гражданам Украины, а также иностранцам и лицам без гражданства, которые на законных основаниях находятся в Украине, гарантируются свобода передвижения и свободный выбор местожительства на ее территории, за исключением ограничений, установленных законом. В то же время каждое государство устанавливает определенную процедуру регистрации местожительства своих граждан. Украина не является исключением. Прежде всего такая регистрация нужна для надлежащего государственного планирования и управления территориями, ведь от количества лиц, проживающих на определенной территории, зависит, например, количество детсадов, школ, больниц, для поддержания правопорядка на определенной территории важно определить количество правоохранителей. Наконец, от количества населения, которое можно подсчитать благодаря регистрации местожительства, зависит, сколько должно быть создано избирательных участков, построено социально-культурных объектов. Безусловно, регистрация местожительства непосредственно связана с обеспечением надлежащей работы правоохранительной системы, розыском преступников, лиц, уклоняющихся от выполнения судебных решений, уплаты налогов.

 


С 4 апреля этого года вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно расширения полномочий органов местного самоуправления и оптимизации предоставления административных услуг», которым органам местного самоуправления и местным государственным администрациям передано право регистрации местожительства. Согласно этому закону граждане Украины, а также иностранцы или лица без гражданства, постоянно или временно проживающие в Украине, обязаны на протяжении 30 календарных дней после снятия с регистрации местожительства и прибытия на новое местожительство зарегистрировать его. При этом во время регистрации на новом месте можно одновременно сняться с регистрации на старом. Такой возможности раньше не было. Регистрацию осуществляют исполнительный орган сельского, поселкового совета или сельский голова (если согласно закону исполнительный орган сельского совета не образован), а в городах: в местных центрах предоставления административных услуг, с мая этого года эти функции выполняют специальные органы, созданные при районных госадминистрациях.

 


Необходимые документы


— письменное заявление;


— документ, в который вносятся сведения о местожительстве (если ребенок не достиг 16-летнего возраста, подается свидетельство о рождении);


— квитанция об уплате административного сбора;


— документы, подтверждающие право на проживание в жилье, нахождение или взятие на учет в специализированном социальном учреждении, заведении социального обслуживания и социальной защиты, прохождение службы в воинской части, адрес которых отмечается во время регистрации;


— военный билет или удостоверение о приписке (для граждан, которые подлежат взятию на военный учет или состоят на военном учете).


Требовать другие документы запрещено.


Цена вопроса


— в случае обращения лица на протяжении установленного этим законом срока — 0,0085 размера минимальной заработной платы (с 1 мая это 12,33 гривни);


— в случае обращения с нарушением срока — 0,0255 размера минимальной заработной платы (или с 1 мая 36,98 гривни).


Если местожительство регистрируется одновременно со снятием с предыдущего местожительства, то административный сбор взимается лишь за одну административную услугу и идет в местный бюджет по новому местожительству.


Даже бездомные имеют право на регистрацию местожительства — они регистрируются по адресу специализированного социального учреждения, заведения социального обслуживания и социальной защиты, созданных органами местного самоуправления. Подача заявления о регистрации, снятии с регистрации местожительства таких лиц возлагается на соответствующее специализированное социальное учреждение, заведение социального обслуживания и социальной защиты, где проживают указанные лица.


Не стоит путать бывшую прописку, которую использовали в советское время, с регистрацией местожительства. Прописка давала право на постоянное или временное проживание в жилье, и процедура «выселения» была сложной (только через суд, и то при определенных условиях). Регистрация же не дает права на проживание, это лишь фиксация фактического местожительства. Наличие регистрации не создает правовых последствий относительно недвижимого имущества, то есть, например, лицо, временно снимающее квартиру, не может претендовать на нее как на объект права собственности. Владелец жилья может в любое время, если это предусмотрено договором найма (аренды), выселить временных жильцов и снять их с регистрации путем подачи соответствующего заявления. Таким людям регистрация проживания позволяет, например, получить коммунальные льготы (если они имеют на них право) или оформить субсидии.


Одновременно, для обеспечения надлежащего выполнения органами государственной власти своих функций, установлена ответственность за нарушения правил регистрации проживания, в частности, граждане несут административную ответственность за проживание без паспорта гражданина Украины или без регистрации местожительства (ст. 197 КоАП) — от предупреждения до штрафа от одного до трех необлагаемых минимумов доходов граждан.