В нынешнем году Основному Закону исполнилось 20 лет и он продолжает сохранять свой авторитет в обществе и государстве, гарантируя динамичность реагирования на проблемы, возникающие в сфере государственного управления и местного самоуправления. Обратимся к одной из таких проблем.

В мае-июне текущего года ряд областных советов (Житомирский, Ивано-Франковский, Одесский, Хмельницкий и др.) подготовили и поддержали своими решениями обращения к Президенту Украины и Премьер-министру Украины относительно необходимости составления договоров о распределении полномочий между правительством, областными государственными администрациями и областными советами.

Основанием для подобных обращений стали в основном проблемы незавершения реформы местного самоуправления в Украине на принципах децентрализации — необразование исполнительных комитетов областных и районных советов, сохранение полномочий местных государственных администраций, неэффективность системы делегирования полномочий областных и районных советов соответствующим местным государственным администрациям, промедление с дальнейшим проведением бюджетной реформы, многочисленные вопросы в градостроительной, земельной, экологической и других сферах, сложность с обеспечением жильем и земельными участками участников АТО и т. п.

По мнению инициаторов вышеупомянутых обращений, выходом из этой ситуации является внедрение договорной модели взаимоотношений между правительством Украины, областными государственными администрациями и областными советами, которая бы основывалась на «специальном соглашении» и предусматривала внесение изменений в законы Украины «О местном самоуправлении в Украине», «О местных государственных администрациях», в Бюджетный кодекс и другие акты действующего законодательства.

Такое «соглашение» позволит сформировать новую динамическую и эффективную региональную политику и предоставит возможность как решить глобальные вопросы, характерные для всех областей Украины, так и учесть специфику каждой отдельной области.

Разделяя обеспокоенность областных советов судьбой реформы местного самоуправления и территориальной организации власти на принципах их децентрализации, отметим определенные успехи этих реформ в условиях современности.

В течение 2015 года:

обеспечены законодательные принципы для создания территориальной основы базового уровня местного самоуправления (Закон «О добровольном объединении территориальных громад»);

укреплены автономия и ресурсы местных бюджетов — проведены финансовая и налоговая децентрализация;

внедрена практика межмуниципального сотрудничества (Закон «О сотрудничестве территориальных громад»).

Работа ОТГ измеряется результатами бюджетной децентрализации, которая позволила увеличить поступления в местные бюджеты объединенных территориальных громад более чем в два раза (на 1046 миллионов гривен), доходы бюджетов ОТГ с трансфертами выросли почти в пять раз.

В 2016 году государственным бюджетом предусмотрена существенная государственная поддержка местного самоуправления — 3 миллиарда гривен из Государственного фонда регионального развития (ГФРР), 1 миллиард гривен — субвенция для развития инфраструктуры объединенных территориальных громад и 1,94 миллиарда гривен — субвенция на мероприятия социально-экономического развития отдельных территорий.

Вместе с тем инструментарий отстаивания общих интересов территориальных громад областными и районными советами должен быть не только демократическим, но и легитимным.

Прогрессивным шагом по обеспечению надзора за соблюдением и применением законов органами местного самоуправления со стороны государства стало бы введение института префектов, которые должны прийти на смену устаревшим ныне местным государственным администрациям. Законодатель предусмотрел наделение их полномочиями осуществлять надзор за соблюдением Конституции и законов Украины органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления через возможность приостановки их актов с одновременным обращением в административный суд. Нормирование института префектов в Основном Законе было предусмотрено в Законе Украины «О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно децентрализации власти)» (регистр. №2217а), принятом 31 августа 2015 года в первом чтении. Без окончательного принятия соответствующих изменений в Основной Закон институт префекта не начнет действовать.

Минрегион подготовил законопроект о государственном надзоре за соответствием решений органов местного самоуправления Конституции и законам Украины. Целью этого законопроекта является определение детального порядка осуществления государственного надзора за соответствием решений органов местного самоуправления Конституции и законам Украины и приостановление таких решений по мотивам их несоответствия Конституции или законам Украины с одновременным обращением в суд. Законопроектом предполагается внедрение многоуровневой системы субъектов государственного надзора по решениям органов местного самоуправления и соответственно их приостановление в случае несоответствия Конституции или законам:

 по решениям сельского, поселкового, городского, районного в городе (города районного значения) совета и их исполнительных органов должны осуществлять надзор районные государственные администрации;

 по решениям городского, районного в городе (города областного значения) совета и их исполнительных органов, совета объединенной территориальной громады, районного совета будут осуществлять надзор областные государственные администрации;

 по решениям городского, районного в городе (города областного значения) совета и их исполнительных органов, совета объединенной территориальной громады, районного совета надзор может осуществляться на уровне профильного министерства — Минрегиона или Минюста.

При этом, согласно ст. 119 Конституции Украины, именно местные государственные администрации должны обеспечивать на соответствующей территории выполнение Конституции и законов Украины, актов Президента Украины, Кабинета Министров Украины, других органов исполнительной власти, законность и правопорядок, соблюдение прав и свобод граждан.

Законопроектом также предусмотрено урегулирование правовых последствий надзорной деятельности государства по решениям органов местного самоуправления.

Вместе с тем не хотелось сводить рецепт успеха реформы местного самоуправления в Украине лишь к введению государственного надзора по решениям органов местного самоуправления.

Успех реформы основывается на уважении к европейским ценностям демократии и верховенству права, Конституции и законам Украины.

Владислав ФЕДОРЕНКО, эксперт Центра политико-правовых реформ, доктор юридических наук, профессор.

Факт

По состоянию на июнь 2016 года в Украине созданы 172 объединенные территориальные громады (ОТГ), в которых объединилось 794 сельских, поселковых, городских советов.