Похоже, банальная экономия средств становится главной целью наших реформ. А если так, то довольно скоро у нас вполне может появиться возможность на собственном опыте убедиться, был ли прав Бисмарк, провозгласив: «Тот, кто экономит на образовании, должен готовиться строить тюрьмы».

Честно говоря, это общеизвестное выражение «железного канцлера» уже давно набило всем оскомину. Но именно оно первым вспоминается после всего услышанного и сказанного во время правительственного совещания, на котором обсуждались вопросы финансирования профессионально-технического образования.
Совещание проходило     8 июля под председательством министра финансов Александра Данилюка. На нем присутствовали заместитель руководителя Минфина Сергей Марченко, заместитель министра образования и науки Павел Хобзей, представители ряда областных государственных администраций и органов местного самоуправления.
Кстати, наш Комитет официального приглашения на правительственное совещание почему-то не получил. И вполне вероятно, что это не было случайностью.
Участникам совещания было предложено обсудить существующее положение финансирования профессионально-технического образования и определить дальнейшие действия власти по выходу из этой ситуации. Но уже в начале мероприятия стало понятным, что Минфин и МОН имеют согласованное мнение о дальнейшей судьбе профтехобразования и, несмотря ни на что, его менять не будут.
Выход из кризиса, в котором оказалась система профессионально-технического образования, избран самый простой: передать ПТУЗ на финансирование из областных бюджетов, и ускорить передачу туда же имущества. Как говорят в народе: глаза не видят, сердце не болит...
Государство не будет финансировать профтехобразование, так как считает его неэффективным — прямо заявил министр финансов.
«Я имею право на свою точку зрения и это будет моя позиция — государство не будет финансировать неэффективные учреждения. Так как это средства налогоплательщиков. Социальная функция должна быть социальная функция, и Министерство социальной политики должно разрабатывать соответствующие механизмы. Но заливать средства просто потому, что у нас там так было, так оно не будет», — ответил Александр Данилюк на мое замечание о значении профтехобразования для развития человеческого капитала и экономики страны.
Ни проблему погашения задолженности по заработной плате преподавателям, ни угрозу срыва набора в ПТУЗ из-за недофинансирования члены правительства решать на этом совещании даже не собирались.
В то же время обсуждение возможных путей передачи имущества ПТУЗ в коммунальную собственность пошло довольно активно. Оказалось даже, что МОН уже разработало и направило на согласование изменения в законодательство о передаче имущества профессионально-технических учебных заведений из государственной в коммунальную собственность по упрощенной процедуре — без составления землеустроительных документов и проведения оценки всего имущества этих учреждений. Предложено, чтобы дальнейшую судьбу имущественных комплексов ПТУЗ на собственное усмотрение определяли руководители областей вместе с городскими головами.
То есть без никакого анализа, без расчетов — а просто из-за банального отсутствия средств — на фактическое уничтожение обрекли важное звено образования.
Правительственное совещание в очередной раз показало, что ни Минфин, ни МОН не имеют стратегического видения развития образования (в том числе — профессионально-технического) ни на краткосрочный, ни на среднесрочный периоды. Не говоря уже о долгосрочной перспективе. И последствия такой недальновидности общество будет пожинать уже совсем скоро.
Пока можем только прогнозировать, насколько возрастет в регионах уровень преступности и социальной нестабильности в случае закрытия ПТУЗ. А он возрастет, будьте уверены! Потому что для 292 тысяч молодых людей, которые учатся нынче в системе профтехобразования Украины, ПТУЗ являются разве что единственным шансом получить одновременно и среднее образование, и профессию, которая будет кормить потом всю жизнь. Ведь подавляющее большинство из них происходят именно из малообеспеченных семей, или вообще сироты. В Минфине этого, возможно, не знают. А вот в МОН не могут не знать, что, по статистике, более 70 процентов молодежи приходят в профтехучилища после девятого класса. Таким образом, отказывая ПТУЗ в государственном финансировании, члены правительства, кроме всего прочего, посягают на конституционное право граждан на бесплатное среднее образование.
Но хочу всех заверить: планы Минфина и МОН по быстрому и упрощенному приему имущества ПТУЗ в областные советы не сбудутся. Поддержки в Верховной Раде Украины этот законопроект не найдет. Об этом я прямо заявил в своем выступлении во время совещания.
Позиция Комитета Верховной Рады по вопросам науки и образования остается неизменной и заключается в следующем. Профессионально-техническое образование должно оставаться в сфере общегосударственной политики, так как оно является залогом экономического роста страны. Именно здесь формируются ее кадровый потенциал и трудовые ресурсы. Поэтому определять стратегию развития этого важного звена образования должно именно государство. Поэтому крайне важно сейчас в качестве первоочередных шагов принять соответствующие решения по возвращению финансирования профессионально-технического образования в госбюджет и отмене передачи имущества ПТУЗ в коммунальную собственность. А также — разработать четкую программу поэтапного привлечения к финансированию профтехобразования местной власти и работодателей.
В первую очередь необходимо сбалансировать подход к формированию госзаказа на подготовку специалистов учебными заведениями профтехобразования, высшего профессионально-технического образования и высшего образования (через ежегодные решения Кабинета Министров Украины). При этом для общегосударственного выравнивания человеческого капитала, по нашему мнению, должны учитываться не только результаты ВНО и ГИА, но и коэффициент региона, коэффициент специальности в рамках приоритетов государства и развития экономики, коэффициент образованности территории и т. п.
Каждому региону нужна собственная стратегическая программа управления человеческими ресурсами в разрезе территорий, предприятий и областей украинской экономики. Систему профтехобразования нужно адаптировать к общегосударственной стратегической программе с учетом реальных и прогнозируемых потребностей в кадрах по определенным профессиям и специальностям.
Образовательное пространство страны должно быть целостным. Необходимо создать единую экосистему, в которой будет «интерфейс» для сохранности мобильности лиц, которые учатся, без отчислений и восстановлений. Тогда каждый молодой человек получит те условия работы или учебы, которые позволят как можно лучше развить его потенциал и возможности.
Получение любого образования в нашей стране (профессионального, высшего) должно стать воплощением принципа добавленной стоимости в формировании человеческого капитала. Этому, без сомнения, будут способствовать кластерный подход к системе подготовки кадров, а также постоянные измерения на рынке образовательных услуг. А разделение социального и академического аспектов политики государства поможет четче определить подходы к финансированию отрасли.
Надежных союзников и стейкхолдеров ПТУЗ смогут найти в секторе реальной экономики. Но вместе с тем всем заинтересованным сторонам (государству, учебным заведениям, работодателям, профессиональным сообществам) нужно суметь наладить взаимовыгодное сотрудничество. Только тогда качество полученного в ПТУЗ образования будет отвечать современным вызовам.
Но пока мы не дали системе профтехобразования никаких шансов на исправление ситуации. Сначала длительное время закрывали глаза на проблемы этого звена. А потом в один миг перевели на финансирование из местных бюджетов (когда сметы уже были утверждены), не дав времени на осмысление этой ситуации ни учебным заведениям, ни громадам.
Но то, что второпях делается, не всегда хорошо получается. И вот теперь, готовя почву для распродажи имущества учебных заведений, мы вообще лишаем ПТУЗ шанса на жизнь. Хотя общество уже сталкивается с острой проблемой нехватки квалифицированных рабочих. И, по прогнозам, уже в ближайшие годы потребность в них будет только возрастать.
Или, может, что-то изменилось? Мы что, уже даже не ждем, что у нас начнут работать предприятия, развиваться малый и средний бизнес? А может, Минфин что-то знает о перспективах украинской экономики, чего не знаем мы? Ибо чем еще можно объяснить так поспешно взятый членами правительства курс на массовую распродажу имущества ПТУЗ, этой кузницы рабочих кадров...

Александр СПИВАКОВСКИЙ, народный депутат, первый заместитель председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам науки и образования.

 

 

Во время совещания.

Фото предоставлено пресс-службой депутата.