«Верховная Рада Украинской ССР, выражая волю народа Украины, стремясь создать демократическое общество, исходя из потребностей всестороннего обеспечения прав и свобод человека, уважая национальные права всех народов, беспокоясь о полноценном политическом, экономическом, социальном и духовном развитии народа Украины, признавая необходимость построения правового государства, преследуя цель утвердить суверенитет и самоуправление народа Украины, провозглашает государственный суверенитет Украины как верховенство, самостоятельность, полноту и неделимость власти Республики в пределах ее территории и независимость и равноправие во внешних сношениях». Именно такими словами начинается текст Декларации о государственном суверенитете Украины — документа, ставшего первым шагом на пути развития суверенного, независимого Украинского государства, предтечей Акта провозглашения независимости Украины и основой для будущей Конституции нашего государства.

Декларация о государственном суверенитете Украины была почти единогласно принята Верховным Советом Украинской ССР ХІІ созыва 16 июля 1990 г. голосами 355 депутатов, против выступили всего четыре, и один депутат воздержался. Принятие происходило на фоне глубокого политического и социально-экономического кризиса, объединенного с насущной необходимостью поиска нового пути развития республики. Напряженное социально-политическое положение в УССР конца 80 гг. — в начале 90-х приобрело взрывной характер, о чем ярко свидетельствуют документы, хранящиеся в фондах Центрального государственного архива общественных объединений Украины. В частности, в справке-прогнозе, подготовленной идеологическим отделом ЦК КПУ 26 мая 1990 г., о положении в Украине говорится следующее: «Экспресс-опрос общественного мнения 24-26 мая свидетельствует о том, что ситуация в республике в последние дни резко обострилась и приобретает взрывоопасный характер. Главными причинами этого являются:

— доклад Н. И. Рыжкова на третьей сессии Верховного Совета СССР «Об экономическом положении страны и концепции перехода к регулированной рыночной экономике»;

— недовольство разных слоев населения ходом работы сессии Верховного Совета Украинской ССР;

— дефицит многих товаров первой необходимости, инфляционные процессы, «теневая экономика», рост преступности, потеря веры в достижение желательных жизненных целей за счет настойчивого и продуктивного труда;

— резкая активизация деятельности антисоциальных и антисоветских группировок УРП, СНУМа, ряда организаций Руха, связанная с ослаблением противодействия партийных комитетов, которые заняты подготовкой и проведением областных партийных конференций.

Большинство указанных факторов имели место ранее, но они не приобретали такой критической массы и на быструю смену социально-политической ситуации заметно не влияли, оставаясь в течение длительного времени на одном уровне. Доклад Н. И. Рыжкова дал резкий толчок к слиянию этих причин в единый быстро и активно действующий деструктивный поток, направленный против КПСС и государственной власти.

Политическая ситуация принимает все более драматический, опасный характер. Источником накопления негативной энергии, своего рода несанкционированными митингами становятся массовые очереди за товарами первой необходимости».

Беспокойство власти вызывала, в первую очередь, ситуация в крупных промышленных городах и регионах — Киеве, Донбассе, западных областях, где антиправительственные настроения были сверхмощными, а угроза перехода от стихийного к организованному политическому движению, направленному против Компартии и ее лидеров, становилась все более реальной. Правящая Коммунистическая партия Украины бешеными темпами теряла поддержку населения, особенно среди активной ее части и молодежи. По результатам социологического опроса, проведенного в июне 1990 г. идеологическим отделом ЦК КПУ и специалистами Киевской высшей партийной школы «...13% членов КПУ в ближайшее время планируют выйти из ее рядов, а 9% вообще выступают за роспуск Компартии...». Правящая партия была уже неспособна контролировать ситуацию ни внутри республики, ни даже в своем центре и помешать поступи к воплощению мечты многих поколений украинцев о независимом Украинском государстве.

Декларация о государственном суверенитете определяла Украинскую ССР как суверенное национальное государство, которое развивается в существующих границах на основе осуществления украинской нацией своего неотъемлемого права на самоопределение. Она не провозглашала выхода УССР из состава СССР, однако, провозгласила верховенство Конституции и законов республики над всесоюзными, закрепляла за народом право на владение, пользование и распоряжение национальным богатством Украины, признавала собственностью народа весь экономический и научно-технический потенциал, созданный на территории Украины. Декларацией вводилось гражданство Украинской ССР, между тем каждому гражданину гарантировалось право на сохранение гражданства СССР.

Принятие Декларации о суверенитете Украины вызвало мгновенную реакцию всех сознательных украинцев во всем мире. Дальше подается извлечение из документа, который хранится в Центральном государственном архиве общественных объединений Украины и освещает позицию Государственного центра Украинской Народной Республики в экзиле (авторская стилистика, орфография и пунктуация сохранены).

«Витяг із Становища Державного Центру УНР в справі Деклярації Верховної Ради УССР про державний суверенітет України. Серпень 1990 р.

16-го липня 1990 року в столиці України Києві проголошено Деклярацію Верховної Ради УССР про державний суверенітет України.

Цю деклярацію депутати Верховної Ради УССР прийняли майже одноголосно. Це свідчить про політичну зрілість українського народу у найбільш кардинальній справі суверенності й незалежності України.

[...] Програму суверенізації України оцінюють в міжнародних колах як найбільш далекойдучу після балтицьких країн. На подібний шлях вступила недавно Білорусь, отже зросла кількість республік, що проголосили свій суверенітет.

В Україні і українською громадою за кордоном деклярацію прийнято з великим ентузіазмом в надії, що коли б вона була проведена в життя, то вже небагато лишилося б до здійснення повної суверенности і незалежности України.

Державний центр Української Народної Республіки в екзилі з належною увагою проаналізував ситуацію в Україні у зв’язку із проголошеною декларацією і стверджує, що зміст цієї деклярації і майже повна згідність у проголошенні її — є незаперечним доказом живучості українського народу і його безперервних стремлінь до своєї державної суверенности і незалежности України.

[...] Ми закликаємо

всіх громадян України об’єднаним фронтом скріпити боротьбу за повну державну суверенність і незалежність України, що дасть свободу і добробут всім її громадянам.

Ми віримо, що вже в недалекому майбутньому український нарід матиме змогу у вільній і незалежній Україні вибирати свою державну владу демократичним способом. А тоді, згідно з постановами Х сесії Української Національної Ради, Державний Центр Української Народної Республіки в екзилі вважатиме свою роль закінченою і передасть свій мандат урядові в столиці незалежної демократичної держави — Києві.

Тим актом буде привернено той стан який ІV Універсал Української Центральної Ради і Акт Соборності Української Народної Республіки забезпечили українському народові і всім громадянам України».

Ирина ЖУРЖА, ведущий научный сотрудник Центрального государственного архива общественных объединений Украины, кандидат исторических наук.

 

 

Народные депутаты от Народной Рады Лев Гороховский, Олесь Шевченко, Левко Лукьяненко, Степан Хмара, Михаил Горынь, Богдан Ребрик, Ирина Калинец, Вячеслав Черновил, Богдан Горынь, Генрих Алтунян после голосования за принятие Декларации о cуверенитете.

Фото предоставлено Центральным государственным архивом общественных объединений Украины.