или Почему российско-украинские войны — не региональный конфликт, а проявление цивилизационного противостояния*

Война 1708—1709 гг.

«Перегнать за Волгу и своими людьми Украину заселить»

Торжеством исторической справедливости стало открытие в Полтаве памятника Ивану Мазепе, над уничтожением идей и честного имени которого в течение нескольких веков работала вся пропагандистская машина Московии-России. Вспоминаю, как летом 2009 года сотни ряженых донских казаков, одетых в бараньи шапки и банные тапки, которые приехали из РФ в город над Ворсклой в день 300-летия Полтавской битвы, привезли с собой и таскали по улицам чучело гетмана (пока не остановила милиция), выкрикивая «изменник». Московский царь, а за ним его церковь и историки клеймили великого патриота украинской земли и предавали анафеме, уничтожали все, что свидетельствовало или напоминало о стремлении Мазепы отвоевать для «милой Отчизны» независимость от московитов.

При Петре І наступление на суверенитет Гетманщины продолжилось.

— В 1701—1703 гг. казацкие полки впервые в истории украинско-московских отношений воевали не как отдельное войско, а под командованием московских офицеров. Вскоре царь превращает Киевский и Прилукский полки в драгунские, а потом пятая часть казаков переводится в регулярные подразделения российской армии, — говорит доктор исторических наук Виктор Брехуненко. — Никто из украинцев не горел желанием воевать за чужое «окно в Европу» и гибнуть в невыносимых муках на строительстве Петербурга.

Недовольство казацкой старшины и аристократа, высокообразованного гетмана, который учился в Германии, Голландии, Италии, знал восемь иностранных языков, в частности и арабский, усваивал европейскость при дворе польского короля, вызвали и заявления царского любимца Меншикова ликвидировать Гетманщину и заселить ее московитами, и отказ Петра І, объявившего войну Швеции за выход к Балтийскому морю, защищать Украину в случае наступления на ее территорию войск короля Карла XІІ. «Не только десяти тысяч, но и десяти человек не могу дать. Как можете, так и обороняйтесь», — говорил Мазепе царь на совещании в Жолкве в 1707 г. 

Кстати, возле Жолковского замка есть река Свинья, названная так после того, как туда упал напившийся до потери человеческого подобия российский император.

Что сделал Петр І, так это применил тактику выжженной земли — сначала он превратил в пустыню Смоленщину, по которой намеревался двигаться Карл XІІ, а когда тот свернул на Северщину, и ее сделал пожарищем. В октябре 1708 года со Стародубщины сообщали, что «села и мельницы вокруг врага все жгли», пошли слухи, что огнем уничтожены Мена и Березное, а для «Мазепы и его сторонников уже подготовлены кандалы», потому что тот открыто говорил, что поражен «глумлением, оскорблением и унижением», которые демонстрировала царская администрация, нарушая все соглашения и статьи, подписанные с Украиной.

«Боже, вызволи нас от Москвы»

Такими словами Иван Мазепа закончил одну из казацких рад, узнав, что Меншиков просил царя предоставить ему Черниговское княжество, потому что считал его первой ступенькой к гетманству. Алексашка, как его пренебрежительно называли казаки, то хотел выселить всех украинцев за Волгу, то согнать их в Польшу, а то за поддержку в войне со шведами предлагал днепровские территории английскому герцогу Мальборо.

После заявления Меншикова, что Киев от вражеской армии вообще защищать не надо, гетман говорил казацкой старшине: «Знаю я сам хорошо... Хотят гетманство забрать, старшину всю убрать, города под свое управление взять и поставить в них воевод и губернаторов. А если будем сопротивляться, то перегнать за Волгу и своими людьми Украину заселить».

Тем временем полковники и старшина собирались на раду, Апостол нашел в библиотеке Киево-Печерской лавры текст Гадячского соглашения Выговского с Польшей, обсуждали также соглашение Хмельницкого с Москвой, все больше склоняясь к союзу с прогрессивной Швецией, которая имела на то время самую сильную в Европе экономику.

Свое решение принял и Мазепа.

— О намерении объединиться с Карлом XІІ гетман сначала уведомил Пилипа Орлика, будущего автора первой в Европе Конституции, которую он напишет уже в изгнании, — говорит кандидат исторических наук Раиса Иванченко. — Мазепа тогда говорил: «Всевышнего Бога взываю свидетелем, что не для частной выгоды, не для высоких почестей, не для обогащения, а только для всех вас, кто есть под моей властью, для жен и детей ваших, ради общего добра матери нашей бедной Украины... хочу так сделать, чтобы не погибли как с московской, так и со шведской стороны».

Переговоры гетмана и короля, которые велись через тайных посредников, завершились заключением договора, положенного в основу украинско-шведского союза 1708 г. Как отмечала известный историк, лауреат Шевченковской премии Елена Апанович, это был договор двустороннего международного характера, согласно которому шведский король гарантировал Украине ее свободное казацкое устройство и все земли, принадлежавшие когда-то Руси. В документе специально подчеркивалось, что король не может претендовать на герб и титул гетмана Украины. Учитывая то, что московский царь Алексей Михайлович (правил с 1645 по 1676 гг.) как только сел на трон, сразу узурпировал титул Украины и стал называться «царь Малой Руси», предостережение относительно прав на герб и титул делал и Богдан Хмельницкий во время переговоров с Карлом X, а теперь и Мазепа.

Когда шведская армия во главе с королем вступила в Украину, то вела себя как союзник, который уважал жителей, платил золотом за реквизиции, в одном из своих исследований подчеркивала Елена Апанович. «В противоположность им царские войска, по своей традиционной тактике, оставляли после себя пустыню, изгоняли крестьян, разрушали и грабили села и хутора», — писала исследовательница.

На объединение со шведской армией Мазепа из Батурина выступил во главе пятитысячного казацкого войска. Столько же казаков из четырех сердюкских, Лубенского, Миргородского, Прилукского полков оставил в своей столице, приказав не подпускать царские войска к городу.

Карл XІІ в своей главной квартире встречал гетмана, выстроив свои лучшие полки, с командирами и полководцами. Мазепа, приветствуя короля на безупречной латыни, благодарил Бога, который прислал шведов помочь Украине снять московское ярмо. Через несколько дней объединенные войска отправились на Батурин.

«Просто резали всех, старого и малого»

Сообщение о переходе гетмана Мазепы на сторону шведов вызвало у Петра І приступ бешеной злости и ненависти. Впрочем, он молниеносно принимает решение: избрать нового гетмана, а «изменника» предать анафеме, издать манифест к украинскому народу, Меншикову штурмовать Батурин, на жалеть ни малого, ни старого...

— Начавшаяся украинско-московская война отличалась от предыдущих беспрецедентным пропагандистским сопровождением, — отмечает доктор исторических наук Виктор Брехуненко. — Демагогия, лицемерие, откровенная ложь стали настоящим оружием, как и в отечественной  войне 2014—2016 гг. В своих манифестах, зачитывавшихся в селах и городах, во время службы в церквях, царь утверждал, что Мазепа хотел внедрить в Гетманщине то ли протестантизм, то ли католичество, что проявляет заботу лишь о себе, а не «ради всей Украины». Только в типографии Киево-Печерской лавры к 10 ноября были изготовлены 634 экземпляра указов, которые раздавались и иностранным послам. Для усиления эффекта воззваний царь в Глухове устроил заочную смертную казнь гетмана, а потом приказал объявить анафему Мазепе.

Настоящей катастрофой стало падение 2 ноября 1708 г. Батурина, который Меншиков не смог взять штурмом. Когда его отряды уже отступили от стен города и даже перешли реку, на помощь московитам подоспел прилукский полковник Иван Нис (Нос). Он вдогонку нападавшим отправил своего сторонника Соломаху, который и завел врага по тайному ходу до рассвета, когда уставших казаков сморил сон. Вынырнув, словно нечисть, из-под земли, 20-тысячное московское войско набросилось не только на защитников крепости, но и на мирных жителей. Лизогубовская летопись шокирует подробностями расправы над батуринцами — «залитое кровью войско», пьяные солдаты рубили головы, кололи, резали беззащитных и безоружных женщин, детей, стариков. Насиловали, жгли, грабили. Сам Меншиков мучил и вешал людей. Выбил всех «до ноги»,  писал о тех событиях автор «Истории русов». Один из современников свидетельствовал: «Все жители перерезаны — се обычай нелюдей московитов», для которых «привычная кара была живьем четвертовать, колесовать и на кол вбивать». «Меншиков велел привязать к доскам трупы начальных казацких людей и пустить по реке Сейм, чтобы они подали известие другим о гибели Батурина», — отмечает свидетель.

Московиты ограбили и сожгли церкви (хоть были единоверцами с украинцами, подчеркивается в «Истории русов») казну, административные здания с их архивами, резиденцию Мазепы, в которой были одни из лучших в Европе коллекции картин, оружия, богатая библиотека. После двух дней кровавого погрома Меншиков (среди того, что украл у Мазепы, был и портрет Людовика XІV, который видел у гетмана дипломат Жан Балюз) вышел нагруженный бесчисленными ценностями и сокровищами городскими и национальными, забрав из казацкого арсенала 70 орудий.

— Вскоре европейские газеты — голландские, немецкие, французские, австрийские — вышли с заголовками «Тиранское обращение россиян», «Женщины и дети на остриях сабель», «Страшная резня», — продолжает разговор Раиса Иванченко.— Кое-кому из европейских политиков, которые едут в аннексированный Крым или выступают за снятие санкций со страны-агрессора, было бы полезно почитать те статьи. Это бы помогло понять «загадочную русскую душу», которая всегда стремилась к войне и крови.

Более десяти лет украинско-канадская экспедиция проводит раскопки Батурина. Один из ее соруководителей научный сотрудник Канадского Института украинских исследований д-р Владимир Мезенцев из Торонто рассказывает:

— Тогда от рук царского войска погибли около 14 тысяч человек. Раскопки Батурина подтверждают и существенно дополняют письменные сведения и народные предания о массовой резне гражданского населения, пожаре в городе и разорении церквей напавшими в 1708 году, — говорит Владимир Мезенцев. — Скажем, в 1996—1997 гг. археологи исследовали на территории Батуринской цитадели и крепости 138 погребений, датированных XVІІ—XVІІІ вв., почти в половине из них — в 65 — были похоронены дети, женщины и пожилые люди, которых уничтожили вместе с казацким гарнизоном. В 2006 г. найдены 17 скелетов детей, в возрасте от одного до двенадцати лет, похороненных в мелких ямах без гробов — тоже жертвы московской резни.

Каждый год археологические исследования открывают страшные тайны. Как отмечает Владимир Мезенцев, ученые нашли ряд погребений грудных детей (рост 51 см), убитых при нападении, черепа, раскроенные пополам, женские останки без голов. Среди находок были и деформированные детские черепа. Как рассказал ученый, судмедэкспертиза установила, что их сплющивали, заложив в расщепленные деревья.

Во время раскопок была обнаружена обезглавленная женщина, которая руками прижимала к себе маленького ребенка. На ее груди лежалая иконка Божьей Матери работы мастеров из Киево-Печерской лавры. Этот образ-идея был использован народным художником Анатолием Гайдамаком при создании мемориального креста, установленного в воскрешенной цитадели по инициативе Виктора Ющенко.

«Политическая анафема, Полтавская катастрофа и лебединское тиранство»

Одним из элементов гибридной войны 1708—1709 гг. стала анафема гетману Мазепе, которую несколько веков оглашали московские попы щедрейшему меценату, который жертвовал на церковь миллионы золотом. Средневековый московский обряд, или, как назвали его современники, «несомовите служіння», состоялся в глуховском храме в присутствии царя, царедворцев, генералов и казацкой старшины, которая осталась (вольно или невольно) под рукой Петра. Священников и монахов одели в черные ризы, в руках они держали восковые свечи в виде сабель, измазанные сажей. Во время пения псалмов, те свечи вращали вокруг чучела гетмана и выкрикивали «Да будет Мазепа проклят». Чучело таскали по улице, а на площади сожгли портреты Ивана Степановича. Такую же службу устроили и в Москве.

Вселенская церковь восприняла оглашение проклятья гетману как подчинение православия сатрапу. Анафема была снята через 210 лет, потому что это была неправомерная антицерковная и политическая акция.

— Сколько храмов, как при Мазепе, не строилось ни при одном гетмане, — говорит отец Игнатий (Воловенко) (УПЦ КП). — На его средства ремонтируют Софийский, реставрируют Михайловский Златоверхий и Успенский соборы, Троицкую надвратную церковь в Киевской лавре, восстанавливают Кирилловскую церковь, Борисоглебский собор в Чернигове. Строятся храмы, которые сохранились до нашего времени: Всехсвятская церковь на Экономических воротах Печерского монастыря, Николаевский военный собор, Вознесенский — в Переяславе, ряд церквей в Батурине. Семикупольный собор св. Живоначальной Троицы (размер 38,7 Х24,2), самый большой в Гетманщине, ограбил и сжег Меншиков. Всего за время правления Мазепы было достроено или же возведено около 200 храмов, в том числе и на территории нынешней Курской области РФ.

— О том, какое внимание Иван Степанович уделял церковным делам, свидетельствует и такой интересный, малоизвестный факт, — присоединяется к разговору доктор исторических наук, автор книг «Гетман Иван Мазепа известный и неизвестный», «Гетман Иван Мазепа: украинско-молдавско-румынские пути» Теофил Рендюк. — За его счет в Сирии, в Алеппо, было издано «Евангелие» на арабском языке для христиан Ближнего Востока. Один из экземпляров этой книги хранится в фондах Румынской академии. Мазепа хорошо осознавал значение связей Украинской церкви с Иерусалимской, Александрийской и Антиохийской патриархиями как свидетельство ее принадлежности ко всемирной христианской цивилизации. Он постоянно направлял в эти центры веры, в частности в Иерусалимский храм Гроба Господня, свои ценные дары и принимал многочисленные делегации от них.

Если Мазепа прославился строительством церквей, поддержкой книгоиздания, культуры, образования, то царь Петр І (это он переименовал Московское княжество в Россию) захватническими войнами и, по словам автора «Истории русов», зверскими «любостями», которые ужасают само человеческое воображение. После уничтожения Батурина московиты учинили роменский погром — в Ромнах, которые поддержали гетмана, уничтожили почти все население, а в Лебедине устроили пыточную. Сюда свозили казаков и всех, заподозренных в мазепинстве. Система пыток, на которые их обрекали, была такая: кнут, раскаленное железо, колесование, четвертование, вколачивание на кол, сдирание кожи живьем. Царь сам принимал участие в пытках, а Меншиков собственноручно рубил головы казацким женам и детям. В Лебедине были казнены 900 человек, тела которых вешали на столбах и запрещали снимать, пока кости не рассыплются. (Подобное творил «братья во Христе» и потом, в 1775-м, когда 60-тысячная армия генерала Текелия по приказу Екатерины ІІ окружила и разгромила Сечь. Тогда тоже «единоверцы» выкапывали умерших казаков из могил и вешали на деревьях). По подсчетам свидетеля событий хрониста Петра Крекшина, на протяжении ноября 1708 — июля 1709 гг. «изменников до 30 тысяч порублено».

И только в 1993 г. на «кладбище гетманцев» благодаря журналисту и краеведу Геннадию Петрову и Олегу Корниенко, другим патриотам установлен крест.

Таким кровавым был пролог к Полтавской битве, которую называют европейской катастрофой. В ней приняли участие 70 тысяч российского войска и в два раза меньше украинско-шведского. Есть много литературы о тех событиях, в ней детально описаны ход боя и причины, которые привели к поражению армии короля, считавшейся до того непобедимой. Среди этих причин — неравенство сил, ранение Карла XІІ, вследствие чего он не мог руководить боем. Полтавские краеведы называют еще одну — отравление московитами колодцев вокруг Полтавы, о чем не знали союзнические войска.

Послесловие

Свои вердикты вынесла судьба участникам тех событий. Петр І прожил 53 года, так и не прорубив «окно в Европу». Его любимец, сын конюха и «светлейший Римского и Российского государства князь и герцог Ижорский» Меншиков закончил свою жизнь в молодом еще возрасте в Сибири, куда был сослан вместе с детьми за казнокрадство. Когда от горя и слез умерла жена, ему, будто бы, самому пришлось копать ей могилу в вечной мерзлоте. Не изведали счастья и предатель Иван Нис, которого царские урядники называли не иначе, как «выживший из ума», и его потомки.

* ПРОДОЛЖЕНИЕ. НАЧАЛО В «ГОЛОСЕ УКРАИНЫ» ОТ 18, 25 МАЯ, 1, 8, 15 ИЮНЯ, 6, 13 ИЮЛЯ 2016 Г.

 

 

Восстановленная Батуринская цитадель.

Фото предоставлено Владимиром Мезенцевым (Торонто, Канада).