На контроле «Голоса Украины»: ремонт дорог

 

 

Кто хоть раз путешествовал на автомобиле по историческим местам Черкасщины — в Чигирин или Суботов, Холодный Яр или Смелу, Корсунь-Шевченковский или Канев — обратил внимание на резкий контраст между красотой тамошних видов и разбитыми дорогами. Даже в соседней Кировоградской области, отмечали автопутешественники, состояние дорожного покрытия значительно лучше, чем на Черкасщине. Почему?

 

С этим попытался разобраться народный депутат Украины Сергей Рудык (округ №198), который в течение последних двух лет через депутатские запросы настойчиво доказывал руководству правительства насущную необходимость реконструкции и ремонта автодорог Шевченкового края. С этой целью осенью прошлого года он инициировал выездное заседание Комитета Верховной Рады Украины по вопросам бюджета в пять районов области: Корсунь-Шевченковский, Черкасский, Смелянский, Каменский, Чигиринский. В апреле сего года парламентарий обратился с письмом к Премьер-министру Украины В. Гройсману: «У каждого из нас, — сказано в обращении, — Черкасщина ассоциируется с колыбелью национально-патриотического воспитания. Здесь родились национальные гении Тарас Шевченко и Богдан Хмельницкий, герои освободительной войны украинского народа гетманы Петр Дорошенко и Иван Выговский, гайдамацкие предводители Максим Зализняк и Иван Гонта. На территории Черкасщины находятся восемь национальных и историко-культурных заповедников, святая Чернечья Гора, всемирно известный дендропарк «Софиевка», легендарное урочище Холодный Яр, которые привлекают к себе сотни тысяч туристов. Однако длительное недофинансирование ремонта дорог области, недостаточное финансовое обеспечение развития отдельных ее территорий вызвали возникновение целого комплекса проблем, которые требуют немедленного решения».


Далее Сергей Рудык приводит статистические данные, которые неопровержимо доказывают остаточный или даже предвзятый принцип финансирования автодорог в Черкасской области. Например, если в прошлом году на содержание и ремонт автодорог в Львовской области было выделено 583 182,7 тыс. грн., в Одесской — 222 402,9 тысячи, в Черновицкой — 197 314,8 тыс. грн., то Черкасщина получила лишь 109 680,1 тыс. грн. «Согласно распоряжению Кабмина № 176-р от 16 марта 2016 года, — говорится дальше в письме Сергея Рудыка к руководителю правительства, — при распределении государственных расходов на развитие сети и содержание автомобильных дорог общего пользования Ивано-Франковской области предусмотрено финансирование текущего ремонта автодорог в объеме 461 500,0 тыс. грн., Днепропетровской — 395 813,986 тыс. грн. Кировоградской — 225 574,323 тыс. грн., Черкасщина же получила лишь 91 000, 0 тыс. грн. Так что, — делает вывод народный депутат, — тенденция сохранилась. Средств, предусмотренных распоряжением № 176-р для ремонта дорог Черкасщины, не хватит даже на покрытие минимальной потребности».


Показательным относительно неравномерности выделенных государством средств на дороги отдельных областей является пример финансирования так называемой Обуховской трассы. Сергей Рудык приводит его в письме к Премьер-министру. На отрезок автодороги, который находится в пределах Киевской области — от Киева до Обухова, начиная с 2013 года было израсходовано почти 1 300 000,0 тысяч гривен. Хоть трасса эта находится, подчеркивает народный депутат, далеко не в самом плохом состоянии. В то же время на автодорогу национального значения Н-01 Киев — Знаменка, пролегающую через Киевскую, Черкасскую и Кировоградскую области, средств не хватает. В частности, на аварийный отрезок пути Смела — Каменка в этом году выделено лишь 68712,0 тысяч гривен.


О катастрофическом недофинансировании автодорожного хозяйства сообщил также на запрос «Голоса Украины» заместитель начальника Службы автомобильных дорог в Черкасской области Геннадий Андреев: «Вследствие крайне низкого уровня финансирования, которое на протяжении последних лет колеблется в пределах 15—20 процентов от научно обоснованной необходимости, а также из-за значительного увеличения интенсивности движения автотранспорта, в том числе тяжеловесного, содержать в надлежащем состоянии автомобильные дороги, построенные в основном в 80-х, 90-х годах прошлого века, чрезвычайно тяжело. На сегодняшний день транспортно-эксплуатационное состояние большей части автодорог области не соответствует современным требованиям, и они нуждаются в неотложном проведении текущего среднего и капитального ремонта. Отдельные участки требуют реконструкции».


По информации специалистов Службы автомобильных дорог в Черкасской области, пораженность ямочностью автодорог общего пользования, находящихся на балансе организации, составила 2 562 километра на площади 947 207 квадратных метров. По состоянию на середину августа этого года дорожникам удалось ликвидировать более 270 тысяч квадратных метров ямковости, или почти 30 процентов от потребности.


— В области разработана программа софинансирования ремонта автодорог общего пользования, — проинформировал начальник отдела транспорта и связи, заместитель начальника управления транспорта, дорожного хозяйства и оборонно-промышленного комплекса Черкасской ОГА Сергей Синельник. — За счет государственного, областного, районного и местных бюджетов в настоящее время ведутся работы на шести объектах. В частности, завершается ремонт наиболее критического отрезка автотрассы Черкассы — Умань, в разгаре работы на автодороге Смела — Каменка. Работают дорожники на Левобережье области, в Драбовском, Золотоношском, Чернобаевском районах.


В профильном управлении облгосадминистрации обратили также внимание на то, что часто отремонтированные отрезки дорог через месяц-другой снова поражены ямковостью. Специалисты доказывают, что такая ситуация будет продолжаться и дальше, если на государственном уровне не решить проблему тяжелогрузных автомобилей. Дороги, построенные 30—40 лет назад, не предназначены для эксплуатации этим тяжелым видом автотранспорта. Сейчас, после ликвидации Госавтоинспекции, нарушениями на дорогах, в том числе тяжелогрузными автомобилями, некому заниматься. К тому же отсутствуют технические средства для взвешивания «тяжеловесов». По крайней мере, в центральной, Черкасской области, где нагрузки на автодороги значительные, они отсутствуют.


Есть и другие причины быстрого, после проведенного ремонта, поражения дорожного покрытия ямковостью. Дорожникам из-за недостаточного финансирования приходится использовать не самые новые в отрасли дорожного хозяйства технологии, а также материалы не лучшего качества. Получается, как в той басне классика Крылова о Тришкином кафтане. Его владелец, чтобы полатать полы отрезает рукава. Впрочем, хорошо известно и то, что не всегда выделенные на ремонт дорог средства используются без злоупотреблений, эффективно и по-хозяйски. Почему? Проверить проектную документацию и сметы сложно. Стоимость строительства или реконструкции километра автодороги может колебаться от 2—3 миллионов гривен до 5—7. В ответе на информационный запрос «Голоса Украины» заместитель начальника Службы автомобильных дорог в Черкасской области Геннадий Андреев так и написал: «Усредненной стоимости одного километра дороги государственного или местного значения установить невозможно, поскольку ремонты, в свою очередь, делятся на капитальные и текущие с четким определением объемов и объемов работ...»


Послесловие


В последний день лета, 31 августа, депутаты Черкасского облсовета срочно, на внеочередном заседании, утвердили областную программу финансирования ремонта дорог государственного значения, которые проходят по территории области. Поспешность принятия объясняется тем, что из государственного бюджета Кабмин выделил для ремонта автодорог Черкасщины 214 миллионов гривен. Поступят средства сразу после того, как местные бюджеты соберут 10 процентов от выделенной суммы, то есть 21,4 миллиона гривен. После проведения тендерных процедур начнется ремонт дорог. Почему важные вопросы жизнеобеспечения области оттянули к осени и почему дорожники должны работать в слякоть — на это никто не может дать ответа.

Черкасская область.

 

СПРАВКА

 

В Черкасской области 1770,7 км автодорог государственного значения.


Из них — международных — 217,4 км, национальных — 398,5 км, региональных — 339,7 км, территориальных — 815,1 км. Протяженность автодорог местного значения — 4372,1 км.

 

Автодорога по туристическому маршруту Смела — Каменка — Грушковка — Холодный Яр.

 

Фото автора.