Если ехать на электропоезде из Смелы в Черкассы, за городом открывается живописное озеро, которое носит название Черная река. Почему озеро называют речкой и почему она Черная?

 

Выпускница смелянского лицея Ольга Примак записала от бабушки предание:


— С давних времен у Днепра было семь рукавов. Один из них протекал возле Смелы, где сейчас Ирдынские болота. На Юровой горе жил князь Юрий. Он пошел в поход, а дома осталась княгиня с маленьким сыном.

Надумала княгиня покататься по реке. Когда выплыли они с сыном на середину реки, налетел сильный ветер. Потемнело все вокруг, и лодку перевернуло. Утонул маленький княжич. Это место князь приказал покрыть черным полотном, а реку начали называть Черной.


Есть и другие легенды.


Как-то ордынцы захватили на Смелянщине большой ясырь. Между пленных было много детей, которых наездники собирались продать на невольничьем рынке. Одной молодой женщине удалось бежать. Нашла она казаков-черкас и попросила о помощи. Те догнали нападающих аж возле Ирдыня. Ордынцы, чтобы избавиться от обузы, утопили детей в реке. А та женщина, не найдя своего ребенка, тоже бросилась в воду. С тех пор речку назвали Черной.


Как видим, в одной легенде есть Юрова гора и образ князя, а в другой — ордынцы. И это не случайно. Смелу нельзя представить без Юровой горы, возвышающейся над городом в районе Ирдынских болот. Да и могилу князя в доспехах на Смелянщине находили. И ордынцы часто бывали здесь. Недаром старые люди называли Ирдынские болота Ордынскими.


Интересно, что топоним «черный» встречаешь в этой местности чуть не на каждом шагу. Неподалеку проходил печально известный Черный путь, по которому ордынцы гнали пленников в Кафу (нынешняя Феодосия). На болотах есть насаждения черного ореха, лесной черной черешни, растет ольха черная и черноплодная рябина. Гнездится и черный дрозд. К нынешнему заповедному урочищу Юрова гора вплотную подступает со стороны села Малое Староселье тоже воспетый в легендах Черный лес. В древнерусские времена здесь жили племена черных клобуков, а еще намного раньше процветала чернолесская культура. Даже легендарного холодноярского атамана, изображенного писателем Василием Шкляром в книге «Залишенець», который действовал и в районе Ирдынских болот, называли Черным Вороном...


Итак, Черная река и все, что с ней связано, крепко вошло в память людей. Со временем события, происходившие здесь в далеком прошлом, перешли в легенды и предания. А что говорят научные работники? «Массив Ирдынского болота топографически приурочен к долине реки Ирдынки. Болото Ирдынь занимает старое русло Днепра, которое отделилось от его современной поймы второй и третьей террасами, и тянется вплоть до плато. Это русло, справа, ниже Канева, оставил Днепр после отступления ледника. Заболачивание ледникового русла Днепра началось лишь в послеледниковые времена. Климат тогда стал более влажным и повысился уровень грунтовых вод. Протяженность болота Ирдынь — 44 км, площадь — 7375 га. Средняя глубина торфяных отложений — 3,6 м, максимальная — 6,5 г. Болото относится к старорусловым, в нем до сих пор встречаются растения доледникового периода. В наше время из центральной части болота Ирдынь в противоположных направлениях берут начало реки Ирдынь (23 километра), и Ирдынка, левый приток Днепра».


Так говорят геологи. Следовательно, Днепр здесь таки протекал. Еще в 1781 году Тясмин, в который впадает Ирдынь, был в этом месте судоходным. А течет он именно по старому рукаву Днепра. О судоходности сейчас мелкой реки свидетельствуют находки больших якорей и рисунки французского путешественника-художника Жана Генриха Мюнца. Он, кстати, сообщает и об огромном озере на месте Ирдынского болота в районе Смелы. Итак, Черная река — лишь остаток того озера, на котором могли быть волны, способные перевернуть лодки.


Что касается Юровой горы, то еще археолог Алексей Бобринский (из известной графской семьи) раскопал возле ее подножия стоянку людей каменного века, а неподалеку, в поле, знаменитую могилу «Майдан». На Юровой горе он обнаружил кучу сломанных костей и глиняные черепки. А современные черкасские археологи нашли следы стоянки первобытных людей, живших здесь 15 тысяч лет назад. В Смеле находили пряслица времен Киевской Руси и киевские гривни XІІ века. Ни для кого из смелян не секрет, что к Юровой горе от города идут подземные ходы. Наверное, это место, как и Черная река, имело для наших предков какое-то сакральное значение. Если здесь жил не князь — то кто? Даже если прислушаться к мнению некоторых историков, считающих, что название Юровой горы происходит не от имени князя, а от древнеукраинского слова юр — людное место, толпа, на юру, то и тогда в этом людном месте должен был быть кто-то старший. Почему не князь?


Еще и такое говорят краеведы: Ирдынское (Иорданское) болото образовалось на месте древнего рукава Днепра, который существовал как минимум до VІІІ века н. э. Рукав отделялся от основного русла ниже Канева, делал изгиб (меандр) на месте Ирдынского болота, протекал по руслу современного Тясмина и сливался с основным руслом возле Чигирина. Итак, между рукавом и основным руслом был остров, который кое-кто отождествляет с островом Русь (Рось), описанным арабскими историками VІІ века н. э. А в «Анонимных географических записках» ІX века Ибн Русте, Гардизи, Марвази, Худуд аль-алам и другие путешественники писали, что русы, которые живут на острове, значительно отличаются от славян. О существовании русов, росов свидетельствуют и топонимические названия, дошедшие до нашего времени: реки Рось, Росава, Роставица.


Такие глубины открываются перед нами, когда мы станем возле Смелы на берегу Черной реки и засмотримся в ее древние, темные воды.

Черкасская область.