9 сентября 2016 года перелистнули еще одну страницу в длинном списке приготовлений к открытию Национального агентства по обеспечению качества высшего образования (НАОКВО).

На сегодняшний день Агентство уже существует в полном составе — 25 человек, являющихся законно избранными представителями академического сообщества, студентов и работодателей. Формально говоря, ничего не мешает Агентству начать свою работу.

Впрочем, важно еще раз обратить внимание на те базовые принципы, которые ему необходимо принять для того, чтобы эта работа оказалась как можно более эффективной.

Реформа аккредитации и внешней оценки качества является одной из ключевых в сфере реформирования высшего образования. Важный аспект этой реформы — создание независимого экспертного учреждения по обеспечению качества, которое будет находиться не в иерархических, но партнерских отношениях с Министерством образования и науки Украины.

Однако, реформа должна нести не только институционные, но и сущностные изменения в принципах, моделях и способах обеспечения качества высшего образования. Работа Национального агентства должна помочь людям повысить доверие к украинскому высшему образованию. Нужно выделить несколько важных шагов, которые, на мой взгляд, должны быть осуществлены новосозданным Нацагентством на пути к этой цели.

1. Прежде всего следует изменить подход к ключевым процедурам оценивания качества образования, особенно — процедуре аккредитации. Следует отказаться от репрессивно-ограничительного ее характера и перейти к аналитическо-консультативному. Проведение внешней оценки качества образования должно помогать учебному заведению улучшить качество образования, а не использоваться только для предоставления или лишения разрешения на образовательную деятельность.

2. Реализация европейской модели внешней оценки качества предусматривает большое внимание Нацагентства к внутренней регулярной самооценке качества, осуществляющейся самими высшими учебными заведениями. Практическая помощь учебным заведениям в организации таких мониторингов должна стать важным направлением работы Нацагентства.

3. Оценивание качества высшего образования должно осуществляться путем внимательного анализа с применением новейших методик эвалюации (evaluatіon) и экспертизы. Необходимо отойти от исключительно документальной проверки деятельности вузов и перейти к практике глубинных структурированных интервью с разными участниками учебного процесса, в том числе — преподавателями и студентами. В процессе аккредитации качество образования должно измеряться по результатам обучения, а не только по статистическим показателям имеющихся в учебном заведении ресурсов. Кроме того, при оценивании нужно измерять прирост качества, видеть прогресс в развитии программы или заведения в целом в течение определенного времени. Частью аккредитационной экспертизы может быть изучение общественного мнения в отношении деятельности вузов.

4. Обеспечение непредвзятой оценки качества лучше всего осуществлять через сотрудничество с независимыми учреждениями оценивания качества образования. Сегодня существует много организаций, проводящих анализ качества образовательных программ. Как правило, это зарубежные организации. Существует также и спрос на создание украинских независимых агентств по качеству высшего образования. Создание таких учреждений, их легитимизация, введение в правовое пространство — это политически и стратегически важное дело, которое Национальное агентство может и должно сделать для поддержки высшего образования в Украине. Независимые агентства позволят децентрализовать процесс оценивания качества, сделать его демократическим и менее бюрократизированным.

5. Важным шагом будет также способность Агентства организовать образовательные измерения, которые станут одним из важных механизмов оценки качества высшего образования. Образовательные измерения, в том числе — рейтинги учебных заведений, сформированные по разным показателям, могут дать валидные основания для принятия соответствующих решений в оценивании качества образования. Они на практике способны обеспечить объективные данные о состоянии высшего образования в стране.

6. Агентство должно предусмотреть средства помощи высшим учебным заведениям в их работе над собственным качеством, в частности, сформировать базу данных консультантов по разработке стратегий повышения качества, проводить тренинги для вузов, создавать информационные ресурсы с рекомендациями по повышению качества.

7. Агентству нужно обеспечить максимальную доступность информации о высших учебных заведениях, их деятельности и практических результатах для общественности и стейкхолдеров.

8. Прозрачность и подотчетность самого Нацагентства также будет важным элементом наработки доверия к нему со стороны украинского общества.

Анализ состояния высшего образования в Украине, который будет осуществлять Национальное агентство по обеспечению качества, должен дать основания к наработке системных решений для улучшения качества образования, в том числе на уровне законодательства и государственного управления, а также — в сфере институционного менеджмента высших учебных заведений.

Не исключено также, что Национальное агентство будет рассматривать отдельные резонансные случаи нарушения профессиональной этики преподавателями и администрациями университетов, случаи академической недобропорядочности, относительно которых ему придется принимать сложные решения. Такие решения всегда должны идти на пользу высшему образованию, возвращать доверие к нему в обществе.

Важным измерением успеха Нацагентства будет его способность интегрироваться в европейскую систему обеспечения качества высшего образования. Национальные агентства по оцениванию и гарантии качества высшего образования (Qualіty Assurance Agencіes) существуют сегодня в большинстве стран Европы. Они могут быть ориентиром для реализации украинской модели обеспечения качества.

В то же время украинское Агентство по обеспечению качества может и должно стать частью общеевропейской сети агентств. Вхождение в Европейскую ассоциацию по обеспечению качества высшего образования (ENQA), а также учет европейских стандартов и рекомендаций (European Standards and Guіdelіnes for Qualіty Assurance іn the European Hіgher Educatіon Area) потребует от Нацагентства много усилий. Сегодня разные стейкхолдеры ожидают от Нацагентства обнародования четкого плана действий в этом направлении.

Не секрет, что на протяжении последних лет наше общество в определенной степени потеряло доверие к самому слову «реформы». Поэтому те новые учреждения, которые возникают на волне реформ, иногда вызывают у общественности скепсис и сомнения. К сожалению, эти процессы не обошли стороной и Национальное агентство по обеспечению качества высшего образования. В таких условиях многое зависит от того, удастся ли Нацагентству наработать действительно эффективную модель повышения качества высшего образования.

Очень важно, чтобы 

НАОКВО не превратилось в техническое учреждение, которое только рассматривает и издает какие-то документы, но и смогло объединить высшие учебные заведения вокруг общей программы качественного роста. Понятность такой программы, ее прозрачность и прогресс в реализации — это то, что развеет сомнения и скепсис в отношении Нацагентства. Когда учебные заведения действительно ощутят помощь Агентства в вопросах формирования культуры качества, уже невозможно будет ставить под сомнение важность этого учреждения в системе управления высшим образованием в нашей стране. Персональный авторитет членов Нацагентства также будет определять его публичный имидж и уровень общественного доверия.

Национальное агентство по качеству должно стать лидером, который поведет нас.

Александр Спиваковский, народный депутат Украины, первый заместитель председателя Комитета по вопросам науки и образования Верховной Рады Украины.

 

 

А. Спиваковский.