Сегодняшний день ставит перед Украиной немало вызовов и угроз, от успеха решения которых зависит будущее нашей страны. Вместе с проведением АТО, защитой государственного суверенитета и территориальной целостности Украина проводит системные реформы в сфере государственного управления и местного самоуправления, совершенствует систему правосудия и деятельность правоохранительных органов, объявила тотальную борьбу с коррупцией.

Наряду с этим все больший общественный резонанс получают проблемы обеспечения должного уровня академической добропорядочности в Украине. Научное сообщество и общество в целом проявляют заметную нетерпимость к плагиату в научных работах, включая и научные квалификационные работы, — от магистерского — до иссертационного исследования.

В настоящее время участились случаи разоблачения общественностью и журналистами в СМИ фактов некорректных текстовых заимствований в диссертационных исследованиях. Как и в государствах-участниках ЕС, в Украине под особым контролем общественности находятся прежде всего политики, государственные служащие высших рангов, общественные деятели, которые защитили или защищают диссертации, иногда — их близкие родственники.

Разоблачают случаи плагиата традиционно ученые, которые пострадали от плагиата, общественные антиплагиатные инициативы, а также журналисты. Определенные надежды на усиление научной этики и добропорядочности эксперты сейчас возлагают на начало деятельности Национального агентства по обеспечению качества высшего образования и разработку и введение Минобразования новой редакции Порядка присуждения научных степеней.

В общем поддерживая шаги Министерства образования и науки Украины, общественности, научной и экспертной среды по противодействию плагиату в научных работах, хотелось бы высказать собственное видение по этому вопросу.

Среди научных работников существует множество определений категории «плагиат». Об этом несложно прочитать и в одноименной статье в ресурсе «Викепедия». Хотя использование этого мощного информационного ресурса тоже вызывает немало вопросов. В частности относительно того, чьи права нарушаются при использовании материалов «Викепедии» без ссылок?

А законодатель унормировал эту категорию в пункте в) части первой статьи 50 Закона Украины «Об авторских и сопредельных правах» от 23 декабря 1993 г. и определяет 

плагиат как «создание (опубликование), полностью или частично, чужого произведения под именем лица, не являющегося автором этого произведения».

Цитируемая новелла была внесена в закон в 2001 году. Но она, на наш взгляд, не внесла ясности в критерии, методы и методики выявления плагиата. Продолжает сохраняться хорошо известная ученым «проблема незакрытых кавычек», интерпретаций общеизвестных актов действующего законодательства, законов физики и т. п. В одних случаях речь может идти о сознательном использовании чужого произведения, в других — об академической небрежности, недобросовестности.

В любом случае, защиту авторских прав, как и всех других конституционных прав и свобод человека, согласно ст. 55 Основного Закона, осуществляет суд, который и устанавливает факт плагиата и определяет санкции в отношении деликвента-плагиатора. Случаи судебной защиты авторских прав на сегодняшний день уже не единичные.

В то же время, когда речь идет о присуждении научной степени, установление плагиата диссертанта в судебном порядке или специально уполномоченным органом исполнительной власти, влечет за собой негативные последствия не только для претендента на научную степень, но и для соответствующего специализированного ученого совета и его руководства, официальных оппонентов, научного руководителя (консультанта), наконец — для Министерства образования и науки Украины и науки в целом.

Возникает и вопрос о компетенции внесудебных (административных) органов государства, уполномоченных предотвращать и противодействовать случаям академического плагиата. Так, статья 21 «Устава Национального агентства по обеспечению качества высшего образования», утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 15 апреля 2015 г. №244, устанавливает, что «Комитет по вопросам этики рассматривает вопрос академического плагиата и вносит соответствующие представления в Национальное агентство». Соответствующий комитет создается в составе Национального агентства по обеспечению качества высшего образования.

Однако на сегодняшний день соответствующий комитет еще не действует, а Положение о Министерстве образования и науки Украины не определяет компетенцию профильного Министерства относительно предотвращения и противодействия академическому плагиату. Поэтому именно суды общей юрисдикции остаются сейчас единственной государственной организацией, которая рассматривает споры о нарушении авторских прав.

Но в 2016 г. ситуация с предотвращением и противодействием академическому плагиату в Украине меняется к лучшему: начинается работа Национального агентства по обеспечению качества высшего образования, а также постановлением Кабинета Министров Украины от 22 июля 2016 г. № 504-р предусматривается создание Национального депозитария академических текстов. Впрочем, эти шаги предусматривают и легитимизацию методики и методов выявления плагиата. Несмотря на то, что на сегодняшний день многие серьезные компании и разные субъекты хозяйственной деятельности и частные лица предоставляют официально и нелегально услуги по проверке академических текстов на плагиат, официально сертифицированных и лицензионных компьютерных программ по выявлению академического плагиата в Украине не существует.

Это объясняется: отсутствием четких нормативных критериев плагиата академических текстов; несформированностью депозитария академических тестов; нерешенностью проблем идентификации так называемых переводов (раньше из РФ, Беларуси и Казахстана, а сейчас — из государств-участников ЕС: Австрии, Германии, Франции); деятельностью физических и юридических лиц, предоставляющих услуги по так называемому антиплагиату: распространением услуг юридических и физических лиц по защите академического текста от существующих компьютерных программ по выявлению плагиата и т. п.

В то же время сейчас в Украине остается недооцененным потенциал специализированных государственных судебно-экспертных учреждений по выявлению академического плагиата. 

В частности, Научно-исследовательский центр судебной экспертизы по вопросам интеллектуальной собственности Министерства юстиции Украины осуществляет экспертные исследования по выявлению плагиата в научных и художественных произведениях в пределах экспертной специальности 13.1.1. Результаты экспертного исследования являются доказательством для правовой оценки плагиата как судами общей юрисдикции, так и специально уполномоченными центральными органами исполнительной власти  принимать решения относительно академического плагиата.

Более того противодействию академическому плагиату, на наш взгляд, должно предшествовать его предотвращение. Механизм такого предотвращения создан уже в рамках действующего законодательства. Так, согласно пункту 7 «Порядка присуждения научных степеней», утвержденного Постановлением Кабинета Министров Украины от 24 июля 2013 г. №567, «специализированный ученый совет несет ответственность за обоснованность принятых им решений и обеспечивает высокий уровень требовательности в ходе рассмотрения диссертаций и проведения их защиты».

Одним из методов определения оценки оригинальности диссертации, отсутствия в ней текстовых заимствований, может быть обращение специализированного ученого совета по экспертному исследованию текста конкретной диссертации в отношении которой возникают сомнения на предмет плагиата в специализированном государственном судебно-экспертном учреждении. Соответствующее экспертное исследование, по нашему мнению, должно проходить в период после принятия диссертации на рассмотрение, но до принятия ее к защите. При этом, оно не заменяет и не подменяет собой решение экспертной комиссии специализированного совета, который определяет актуальность и научную новизну академического произведения, оригинальность обоснованных диссертантом идей, гипотез, концепций и теорий. Экспертное исследование государственного специализированной судебно-экспертного учреждения определяет заимствование не научных идей, а именно текстуальные заимствования и их интерпретации. Наиболее известными из которых, со времен возникновения плагиата в XVІІ ст. в Франции, является перестановка слов в предложениях.

Очевидно, что предметом профессионального экспертного исследования могут быть не только диссертации, но и другие академические тексты. Например, монографии, которые рекомендуются к печати учеными советами, научные статьи и другие виды научных произведений.

Можно предусмотреть, что со временем может оказаться истребованной и экспертиза проектов законов и других нормативно-правовых актов, отчетов для международных программ и организаций и т. п.

Кроме того, приходится констатировать и более глобальные проблемы экспертного исследования академических текстов. Это, во-первых, дискретное определение объектов и физическое сохранение оригинальных академических текстов (создание научного репозитария); во-вторых, создание и сертификация специальной компьютерной программы, которая бы была эффективной и валидной к задачам по выявлению академического плагиата в Украине и могла бы применяться как научными работниками и общественностью, так и профильными судебными экспертами (первичная, доэкспертная обработка объекта экспертного исследования, что значительно удешевляет себестоимость услуги); в-третьих, усовершенствование существующих и разработка новых экспертных методик выявления академического плагиата, с учетом опыта государств-участниц ЕС, США, Швейцарии и др.; в-четвертых, усовершенствование действующего законодательства об авторских и сопредельных правах, о научной деятельности и о судебной экспертизе путем обеспечения имплементации положений актов законодательства ЕС в части защиты прав потребителей в сфере интеллектуальной собственности (п. 416 Плана имплементации этого Соглашения, утвержденного распоряжением Кабинета Министров Украины от 17 сентября 2014 г. № 847-р); в-пятых, активизация просветительской деятельности институтов гражданского общества и профильных международных программ и организаций относительно утверждения академической добропорядочности в Украине.

Владислав ФЕДОРЕНКО, директор Научно-исследовательского центра судебной экспертизы по вопросам интеллектуальной собственности Министерства юстиции Украины, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Украины.

 

 

 

В. Федоренко.